Напомним, совместная разработка Воронежской военно-воздушной академии (ВВА) им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина и Арзамасского приборостроительного завода им. П. И. Пландина «Комплекс инженерно-технической разведки» с беспилотным летательным аппаратом вертолётного типа стала победителем в номинации «Лучший инновационный проект» в рамках Инновационного клуба военно-технического форума «Армия – 2018». Министр обороны России Сергей Шойгу лично осмотрел аппарат, поставив разработчикам задачу – к августу 2019 года представить макетный образец, прошедший военно-технические и лётные испытания.
Уже через неделю, сразу же после окончания форума «Армия», в Арзамас прибыли представители общей цепи кооперации, от каждого из которых зависит эффективность работы комплекса разведки в единой системе. За круглым столом собрались сотрудники АО «АПЗ», ООО «АПКБ», МАИ, ВВА, АО «ИРКОС», АО «КБПА». Тема совещания одна на всех – подготовка экспериментального образца станции разведки на базе БПЛА-ВТ к проведению военно-технического эксперимента.
В общей дискуссии подробно обсуждались подготовительные мероприятия и их сроки, комплектация, габариты, технические характеристики и внешний вид испытуемого аппарата. Прогнозировались возможные проблемы, намечались пути их разрешения. Особое внимание было уделено факторам, напрямую влияющим на аэродинамические свойства летательного аппарата в процессе его работы.
Рассмотрев все вопросы повестки дня, всесторонне обсудив текущее состояние дел, участники встречи приняли план мероприятий предстоящих лётных испытаний. В настоящее время комплекс отправлен в МАИ, где проходит подготовку к военно-техническому эксперименту.
Мы побеседовали с главным идеологом создания станции разведки на базе БПЛА-ВТ – главным научным сотрудником НИИИ (РЭБ) Военно-воздушной академии, доктором технических наук, заслуженным изобретателем России Александром Виноградовым.
Александр Виноградов, главный научный сотрудник НИИИ (РЭБ) Военно-воздушной академии (на фото в центре)
– Александр Дмитриевич, как появилась идея создания станции разведки на базе летательного аппарата?
– Первые мысли по этому поводу возникли после того, как у нас появилось изобретение – однопунктное местное определение источника радиоизлучения. Нужно было поднять в воздух «бочку» (целевую нагрузку) на относительно небольшом летательном аппарате. Возникла потребность в вертолёте, физические размеры которого были бы соизмеримы с размерами полезной нагрузки. В 2015 году впервые с Московским авиационным институтом мы провели переговоры на эту тему. Наши партнёры отметили, что воплотить эту задумку в жизнь вполне реально. На тот момент у них уже были определённые проработки с иными вариантами целевых нагрузок, но эти БПЛА выполняли несколько иные функции, не в полной мере отвечая всем необходимым техническим требованиям нашей идеи.
– Как состоялось Ваше знакомство с Арзамасским приборостроительным заводом?
– Наше знакомство состоялось 1 марта текущего года, когда Виктор Александрович Сивов и Сергей Викторович Бакулин приехали к нам. Я делал доклад о перспективах использования целевой нагрузки, устанавливаемой на многофункциональный вертолёт, который будет иметь перспективу применения и дальнейшего развития не только в Министерстве обороны, но и в других направлениях – в различных силовых структурах, народном хозяйстве и так далее. После чего у нас завязался диалог.
– Как Вы оцениваете сотрудничество с коллективом АПЗ на данном этапе развития совместного проекта?
– Вспомним: за три недели был собран вертолёт из 1,5 тысячи деталей, который в День Военно-воздушных сил, 12 августа, в 23 часа 59 минут успешно взлетел. Впоследствии эту совместную разработку мы успешно презентовали на Международном форуме «Армия – 2018».
Что дал АПЗ лично мне, как инициатору этого инновационного проекта? Во-первых, это мощная поддержка идеи со стороны коллектива предприятия, которое известно своими достижениями во всей стране. В своё время в быту я пользовался фонариком (помню, на нём был изображён олень), магнитофоном, стоматологическими приборами, на которых было написано «АПЗ». Даже родственники мои, которые также пользовались этой техникой, были приятно удивлены, когда узнали, что сегодня совместно с тем самым Арзамасским приборостроительным заводом мы делаем шаг в сферу новых технологий. Во-вторых, АПЗ смело взял на себя функцию головного разработчика и исполнителя не только многофункционального вертолёта, но и первого комплекса, который будет реализован в ближайшее время у нас в академии и, в том числе, будет внедрён в существующую наземную мобильную технику различного назначения Вооружённых Сил РФ. Переговоры на эту тему уже проведены с конструкторами соответствующих изделий.
Руководство академии увидело, что мы можем реализовать проект такого высокого уровня. И всё это стало возможным благодаря сочетанию наших знаний в сфере радиотехники, опыта работы МАИ и производственной мощи АПЗ. Благодаря лучшим традициям приборостроителей, возникшим ещё в советские времена, наличию опытных кадров высочайшей квалификации, посвятивших своему делу всю свою жизнь, молодёжи с горящими глазами, которую я увидел на вашем предприятии, и инициативности генерального директора Олега Лавричева, уверен, у нас всё получится. То, что мы сможем реализовать этот проект на высшем уровне и в установленный срок, я не сомневаюсь.
– Заместитель председателя правительства по вопросам ОПК Юрий Борисов неоднократно отмечал, что беспилотные летательные аппараты сегодня в приоритете у государства, но их производство на российском рынке невелико. Сможет ли совместный проект ВВА и АПЗ дать старт рождению целой продуктовой линейки, которая займёт достойное место в этой нише?
– Да, данная разработка как раз даёт нам старт для создания продуктовой линейки. В настоящее время существует особая необходимость в беспилотных летательных аппаратах вертолётного типа лёгкого класса не аэродромного, а наземного базирования, которые могли бы укладываться в транспортировочный ящик, например в составе существующей военной техники, и оперативно приводиться в рабочее положение штатным экипажем. На это мы и делаем ставку.
– В чём особенность разработки ВВА и АПЗ, в отличие от аналогичных аппаратов западных конкурентов?
– К примеру, на зарубежном рынке подобной разработкой занимались сразу 7-8 стран в общей кооперации, финансировали эту работу Объединённые Арабские Эмираты. В 2014 году ими было сделано порядка 200 таких многофункциональных вертолётов. На них «подвешивались» пять типов нагрузок: оптическая разведка, локационная разведка, несколько видов станций, аналогичных нашей. Но стоит отметить, что иностранные изделия не имеют возможности однопунктного местного определения источника радиоизлучения в режиме зависания вертолёта, что весьма успешно реализуется в нашем проекте. Второй момент – это, как я уже сказал, способность укладки вертолёта в мобильную транспортную базу. Это наши два новшества. В настоящий момент на отечественном рынке нет такой линейки, и, да, эта ниша свободна. Сегодня мы должны не просто догонять иностранных конкурентов, а перегонять их. Для этого у нас есть ресурсы. Наша основная задача – резко набрать обороты и обойти оппонентов.
Повторюсь, фактически за рубежом велась совместная работа многими странами на протяжении нескольких лет, у нас же эта работа протекает внутри государства на отдельных заинтересованных предприятиях и пока всего несколько месяцев, но, посмотрите, какой уже мы имеем результат.
– Вы довольны прошедшей встречей на АПЗ, на которой собрались представители всей цепи кооперации?
– Несомненно! Определены конкретные шаги, конкретные сроки по реализации тех задач, которые мы получили от Министерства обороны на Международном форуме «Армия – 2018».
Подготовил Артём Канашкин
Фото Александра Барыкина