В послевоенные 40-50-е годы в СССР возникла необходимость в создании новых видов оружия. Авиация и ПВО развивались стремительными темпами, и мишени для испытаний и тренировок нужны были соответствующие по скорости полёта боевым самолётам потенциального противника. В ход шли выработавшие ресурс радиоуправляемые истребители, что было накладно, да и самолётов таких оставалось немного.
В июне 1950 года вышло постановление правительства, согласно которому работа по созданию изделия на один боевой вылет была поручена ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Через четыре года самолёт-мишень «201» прошёл государственные испытания, а ещё через два начался его серийный выпуск. Для запуска воздушных мишеней предполагалось использовать четырёхмоторный дальний бомбардировщик Ту-4. Под каждым крылом самолёта могло быть размещено по одной мишени.
С годами самолёт-мишень модернизировали, расширив его возможности, увеличив продолжительность и скорость полёта. Появились его модификации: Ла-17М, Ла-17-ММ, Ла-17К, Ла-17Р и другие. К семидесятым годам у изделия, которое к тому времени носило шифр «202-ММ», появилась возможность автоматической посадки, за которую и отвечал производимый приборостроителями АП-122М.
Выпускавшийся на АПЗ прибор АК-118 (автомат курса) – один из элементов АП-122М
В случае промаха именно прибор производства арзамасских приборостроителей выводил самолёт на траекторию посадки, в конце которой на минимальной высоте и скорости переводил аппарат на максимальный угол атаки, после чего начиналось парашютирование по спирали на землю. Для аккуратной посадки самолёт был оснащён амортизирующими лыжами-полозьями с мягким наполнителем, что позволяло после их замены использовать мишень повторно.
В АП-122М входили восемь комплектующих изделий, три из которых – датчик крена, корректор высоты и часовой механизм – привозили с предприятий Свердловска, Ульяновска, Ленинграда. Остальные составляющие – автомат курса, релейно-усилительный блок (РУБ), рулевые блоки (РБ), программный механизм, блок телеметрии – производили на Арзамасском приборостроительном.
– Над производством АП трудились несколько заводских подразделений, – вспоминает помощник главного конструктора АО «АПЗ» Николай Пужаев. – АК делали в цехе №49, РУБ, РБ, программные механизмы и блоки телеметрии собирали в цехе №42. Механический цех №33 производил детали для струйных реле и РБ. Корпус РУБа отливали в цехе №68 с последующей обработкой в механических цехах завода. Все эти узлы по отдельности устанавливались в разные отсеки фюзеляжа самолёта-мишени: РБ – ближе к управляемым плоскостям элеронов и киля, датчик крена и автомат курса – ближе к центру масс беспилотника. Запускались мишени со специального стартового стола при помощи пороховых ускорителей. Недостатком самолётов-мишеней являлась программируемая перед запуском траектория полёта, что компенсировалось простотой конструкции и эксплуатации, надёжностью и низкой стоимостью мишеней. Выпускались самолёты-мишени с 1956 года вплоть до 1993-го.
Сейчас в музее истории АПЗ хранится один из элементов того самого АП-122М – автомат курса АК-118. На вид ничем не примечательный прибор в металлическом корпусе. Однако за ним стоит целая страница истории становления и развития отечественной беспилотной авиатехники, участниками которой были и арзамасцы.
Это интересно
Характеристики Ла-17 (изделие 202-ММ): взлётная масса 3100 кг; скорость полёта – 700-800 км/час; диапазон высот – 200-15000 метров, длительность полёта – 22-42 мин.
Пожарник, как называли Ла-17 за ярко-красную окраску, стал самым массовым и надёжным устройством, за что его знали и любили в войсках. Но изделие всё же было с характером. Однажды на военном полигоне в Казахстане во время учебных стрельб один из Ла-17 был повреждён и его СУ вышла из строя.
Самолёт-мишень перевернулся в воздухе вокруг продольной оси на половину оборота и в таком положении улетел далеко за пределы полигона. Нашли его местные колхозники, обнаружившие неопознанный объект в пяти шагах от конюшни. После этого случая в районе стрельб всегда дежурила пара истребителей, которые добивали мишень на территории полигона.
Фото Елены Галкиной и из интернета