Обратная связь Подписка
Главная > Новости > Беспилотник из 70-х

Беспилотник из 70-х

19:39 / 19 августа 2019
У разрабатываемого сегодня беспилотного летательного аппарата «Грач» имеются предшественники. Беспилотная история в Арзамасе началась ещё в 70-х годах, когда АПЗ комплектовал своими изделиями самолёты-мишени разработки ОКБ С. А. Лавочкина – различные модификации Ла-17.
Екатерина Мулюн
Самолёт-мишень, предназначенный для проведения испытательных и учебных стрельб зенитной артиллерии, зенитных управляемых ракет и истребителей-ракетоносцев
Самолёт-мишень, предназначенный для проведения испытательных и учебных стрельб зенитной артиллерии, зенитных управляемых ракет и истребителей-ракетоносцев

В послевоенные 40-50-е годы в СССР возникла необходимость в создании новых видов оружия. Авиация и ПВО развивались стремительными темпами, и мишени для испытаний и тренировок нужны были соответствующие по скорости полёта боевым самолётам потенциального противника. В ход шли выработавшие ресурс радиоуправляемые истребители, что было накладно, да и самолётов таких оставалось немного.

В июне 1950 года вышло постановление правительства, согласно которому работа по созданию изделия на один боевой вылет была поручена ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Через четыре года самолёт-мишень «201» прошёл государственные испытания, а ещё через два начался его серийный выпуск. Для запуска воздушных мишеней предполагалось использовать четырёхмоторный дальний бомбардировщик Ту-4. Под каждым крылом самолёта могло быть размещено по одной мишени.

С годами самолёт-мишень модернизировали, расширив его возможности, увеличив продолжительность и скорость полёта. Появились его модификации: Ла-17М, Ла-17-ММ, Ла-17К, Ла-17Р и другие. К семидесятым годам у изделия, которое к тому времени носило шифр «202-ММ», появилась возможность автоматической посадки, за которую и отвечал производимый приборостроителями АП-122М.

Выпускавшийся на АПЗ прибор АК-118 (автомат курса) - один из элементов АП-122М

Выпускавшийся на АПЗ прибор АК-118 (автомат курса) – один из элементов АП-122М

В случае промаха именно прибор производства арзамасских приборостроителей выводил самолёт на траекторию посадки, в конце которой на минимальной высоте и скорости переводил аппарат на максимальный угол атаки, после чего начиналось парашютирование по спирали на землю. Для аккуратной посадки самолёт был оснащён амортизирующими лыжами-полозьями с мягким наполнителем, что позволяло после их замены использовать мишень повторно.

В АП-122М входили восемь комплектующих изделий, три из которых – датчик крена, корректор высоты и часовой механизм – привозили с предприятий Свердловска, Ульяновска, Ленинграда. Остальные составляющие – автомат курса, релейно-усилительный блок (РУБ), рулевые блоки (РБ), программный механизм, блок телеметрии – производили на Арзамасском приборостроительном.

– Над производством АП трудились несколько заводских подразделений, – вспоминает помощник главного конструктора АО «АПЗ» Николай Пужаев. – АК делали в цехе №49, РУБ, РБ, программные механизмы и блоки телеметрии собирали в цехе №42. Механический цех №33 производил детали для струйных реле и РБ. Корпус РУБа отливали в цехе №68 с последующей обработкой в механических цехах завода. Все эти узлы по отдельности устанавливались в разные отсеки фюзеляжа самолёта-мишени: РБ – ближе к управляемым плоскостям элеронов и киля, датчик крена и автомат курса – ближе к центру масс беспилотника. Запускались мишени со специального стартового стола при помощи пороховых ускорителей. Недостатком самолётов-мишеней являлась программируемая перед запуском траектория полёта, что компенсировалось простотой конструкции и эксплуатации, надёжностью и низкой стоимостью мишеней. Выпускались самолёты-мишени с 1956 года вплоть до 1993-го.

Сейчас в музее истории АПЗ хранится один из элементов того самого АП-122М – автомат курса АК-118. На вид ничем не примечательный прибор в металлическом корпусе. Однако за ним стоит целая страница истории становления и развития отечественной беспилотной авиатехники, участниками которой были и арзамасцы.

Это интересно

Характеристики Ла-17 (изделие 202-ММ): взлётная масса 3100 кг; скорость полёта – 700-800 км/час; диапазон высот – 200-15000 метров, длительность полёта – 22-42 мин.

Пожарник, как называли Ла-17 за ярко-красную окраску, стал самым массовым и надёжным устройством, за что его знали и любили в войсках. Но изделие всё же было с характером. Однажды на военном полигоне в Казахстане во время учебных стрельб один из Ла-17 был повреждён и его СУ вышла из строя.

Самолёт-мишень перевернулся в воздухе вокруг продольной оси на половину оборота и в таком положении улетел далеко за пределы полигона. Нашли его местные колхозники, обнаружившие неопознанный объект в пяти шагах от конюшни. После этого случая в районе стрельб всегда дежурила пара истребителей, которые добивали мишень на территории полигона.

Фото Елены Галкиной и из интернета


Также вам может быть интересно
Победитель конкурса блинопёков 2024 года Ольга Вольнова, ведущий бухгалтер АО «СОЦИУМ-А». Ольга приготовила четыре вида начинок!
10:00 / 21 февраля 2025
Масленица на Соколе: объявляем конкурс блинопёков!
28 февраля приглашаем всех сотрудников Холдинга на весёлый праздник Масленицы! В программе – традиционные забавы и развлечения, угощения и, конечно, конкурс на лучшие блины.
10:00 / 19 февраля 2025
Продолжается строительство нового цеха АО «МПЗ»
Основные цеха Малоярославецкого приборостроительного завода, построенные в 70–80-х годах прошлого века, отличаются своими масштабами. Вопросам энергоэффективности при проектировании и строительстве в те времена уделялось мало внимания. Сегодня содержание этих огромных помещений, обеспечение комфортных условий для работников, включая поддержание тепла в цехах, требует значительных затрат.
10:00 / 18 февраля 2025
«Холдинг «Социум» – это больше чем просто работа, это люди, ставшие уже близкими»
«СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ», телекоммуникационная компания Холдинга «Социум», специализируется на строительстве высокотехнологичных центров обработки данных и предлагает корпоративным клиентам современные IT-решения. Доступны услуги аренды серверных стоек и размещения клиентского оборудования в дата-центрах компании, облачные сервисы SotelCloud, телекоммуникационные услуги. Кроме того, компания занимается проектированием и созданием сетей.
10:10 / 17 февраля 2025
Партнёр Холдинга «Социум» ЧОП «Крепость Поволжья» охранял зимний автокросс в Арзамасе
15 февраля в селе Кожино, городской округ Арзамас, состоялось открытие зимнего кубка по автокроссу. Сотрудники компании «СОЦИУМ-КРЕПОСТЬ ПОВОЛЖЬЕ» приложили все усилия, чтобы ничто не омрачило впечатления зрителей.
10:00 / 14 февраля 2025
Вячеслав Дереш: Мой личный план всегда связан с развитием компании и устремлён в будущее, в космос
По итогам 2024 года генеральный директор ООО «СОЦИУМ-ЭНЕРГО» Вячеслав Геннадьевич Дереш удостоен Звезды «Социума» – «Рубин» в связи с 15-летием плодотворного труда в Холдинге. Звёзды символизируют вершину достижений и присуждаются лишь тем, кто добился исключительных результатов. Акционер Холдинга Игорь Рауфович Ашурбейли лично принимает решение о награждении того или иного сотрудника, что делает награду особенно значимой и почётной.