Основной их принцип – уничтожить разнообразные микроорганизмы путём резкого нагревания (до 60–120 °C в зависимости от технологии). И всё бы хорошо, да только белки – самая ценная часть молока – свариваются уже при плюс 42 °C; собственно, именно поэтому данная температура – самая высокая, которую может пережить человек, при плюс 43 °C изменения в белковой структуре уже необратимы.
Как результат – получившийся напиток может очень долго храниться, но к настоящему молоку он имеет разве что историческое отношение.
И это ещё лучший «магазинный» вариант, ибо основная часть «молока» в красивых упаковках – молоко восстановленное, то есть изготовленное из порошка. Зачастую туда добавляются другие компоненты: соя, витамины и так далее. Делать этого нельзя: молоко – уникальная, созданная природой живая структура, химическое вмешательство в которую просто губит продукт.
Это не только российская проблема: конечно, в маленьких «молочных» скандинавских странах вопрос доступности свежего молока не стоит, а вот в Нью-Йорке или Токио люди тоже пьют почти исключительно «порошки».
Между тем решение проблемы существует, и особенно приятно, что найдено оно в России. Нижегородский инженер-технолог Сергей Сидоров разработал и запатентовал систему, позволяющую очистить молоко без использования высоких температур и разрушения белков. Речь идёт о биоризации – уничтожении микроорганизмов под давлением: «Их трут, а потом бьют» – смеётся изобретатель.
Изготовленный в Нижнем Новгороде биоризатор – устройство, в котором свежее молоко «раскатывается» в плёнку толщиной 0,7 мм, после чего на огромной скорости, до 328 км/ч, подвергается разнонаправленному давлению. Оболочки клеток микроорганизмов просто разрушаются в таких условиях без всяких экстремальных температур.
Белок при этом остаётся в неизменном виде, ведь его молекулы гораздо меньше клеток. Как результат – молоко к стандартным 2-3 дням хранения (для свежего продукта) добавляет минимум неделю. Да, это не «шестидесятидневное» молоко в тетрапаках, зато перед нами живой продукт с приятным сливочным вкусом.
Во время биоризации из молока уходят также посторонние запахи – парное молоко, как известно, может иметь весьма специфический запах и привкус, зависящий от условий выпаса коровы.
Первая в мире промышленная установка биоризации работает сейчас в селе Архангельское Шатковского района Нижегородской области, совсем рядом с селом Хирино – эпицентром необычного проекта.
На хиринской и окружающих землях разворачивается сейчас необычный проект: столичный холдинг «Социум» предпринимателя Игоря Ашурбейли поднимает почти из руин отдельно взятый кусок русской земли. В селе восстановлен храм, строятся и ремонтируются общественные здания, построена дорога; «Социум» в лице дочерней компании «СОЦИУМ-ПОСЕЛЕНИЯ» последовательно покупает сельскохозяйственные земли вокруг. Цель этого эксперимента – создать успешное сельское производство, и одновременно – организовать сообщество трудолюбивых, неравнодушных людей.
На данный момент задача поселения нового типа – обеспечить высококачественными хлебом, овощами, молоком всех сотрудников холдинга «Социум» (более 20 предприятий в самых разных отраслях). И первое биоризованное молоко уже поступило на их столы. Вкусно!
А Сергей Сидоров надеется на то, что изобретённая им его технология биоризации молока постепенно придёт на каждую российскую ферму. И тогда уже производитель скоропортящегося товара не будет зависеть от диктата перекупщиков (их доля в розничной цене продукта доходит до 50 %), а сможет самостоятельно сотрудничать с торговыми точками. Ко всеобщей выгоде и удовольствию.
Источник: Новый взгляд