Директора ООО «АПКБ» Владимира Ивановича Евсеева мы перехватили для небольшого «юбилейного» интервью во время Международного военно-технического форума «Армия – 2018», который проходил в подмосковной Кубинке.
Екатерина Кураченко и Владимир Евсеев: интервью на «Армии – 2018»
Арзамасские конструкторы показывали здесь свою новую работу – совместный проект с Воронежской военно-воздушной академией им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина и АО «АПЗ»: Комплекс инженерно-технической разведки на базе беспилотного летательного аппарата вертолётного типа. Для этого изделия, которое было представлено в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в виде макетного образца, в ООО «АПКБ» разработали конструкторскую документацию.
Между переговорами Владимир Иванович всё-таки нашёл несколько минут, чтобы рассказать об итогах, с которыми ООО «АПКБ» подошло к своему юбилею.
Комплекс инженерно-технической разведки на базе беспилотного летательного аппарата вертолётного типа: опытный образец на «Армии – 2018»
2018 год для предприятия оказался результативным и напряжённым по объёму работ. Помимо создания датчиковой аппаратуры, которая является традиционной для АПЗ, предприятие приступило к развитию новых направлений – робототехники и беспилотной авиации.
Кроме того, компания продолжает заниматься перспективными изделиями, такими как волоконно-оптический гироскоп и микромеханический акселерометр, в интересах Министерства обороны РФ.
На опытном производстве ООО «АПКБ»
Работы по волоконно-оптическому гироскопу уже прошли два этапа – от исследовательской части до макетирования. Уже в следующем году будет готов опытный образец. Проводятся испытания микромеханического акселерометра в ФГУП ГосНИИ ГА (Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»).
Разрабатываются специализированные автоматические стойки для контроля составных частей ракет. Среди партнёров компании: ООО «НПЦ «Красное знамя», Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), а в ближайшей перспективе намечено выполнение заказа и для ООО «Авангард».
– Также мы сформировали определённый потенциал конструкторских наработок по электромеханическим приводам различного назначения, – рассказал Владимир Евсеев. – Совместно с кафедрой летательных аппаратов МАИ создали электропривод на основе волновой передачи. Он успешно прошёл испытания.
Испытательный стенд в Лаборатории цифровых систем управления ООО «АПКБ»
В интересах ПАО «Компания «Сухой» спроектировано уникальное устройство – электропривод для «СУ-57» на основе ролико-винтовой передачи, выдерживающий нагрузку более 8,5 тонны. За три года НИР (научно-исследовательской работы) мы создали математическую модель этого привода, провели конструкторские испытания, получили положительное заключение Научно-технического совета «Сухого» и теперь приступили к полунатурным испытаниям в Центральном аэродинамическом институте в городе Жуковский.
Переход от гидравлики к электромеханическому управлению позволит разгрузить энергосистему самолёта. Проделана основательная исследовательская работа, которую мы планируем перенести и на гражданский сектор.
В настоящее время мы отработали один из очень ответственных узлов нового гражданского самолёта – механизм перестановки стабилизатора, поставляемый американским гигантом MOOG. Сложность в том, что самолет полностью состоит из импортных узлов и систем управления. Наша задача: с наименьшими техническими и экономическими потерями заменить их отечественными приборами. ООО «АПКБ» уже прошёл тендер. Вскоре переходим к отработке ТЗ.
На нас вышли разработчики гражданского самолёта Superjet, которым тоже требуется импортозамещение для механизации крыла и хвостового оперения. Мы уже знаем, как решать эти задачи, опыт приобрели.
Данное направление – замена гидравлических приводов электрическими – имеет огромнейшую перспективу, так как это потребность рынка.
Дмитрий Дьяконов, главный конструктор СКБ-602 МАИ, занимающегося разработкой комплексов с БПЛА различных схем, Владимир Евсеев, генеральный директор ООО «АПКБ», и Владимир Пименов, начальник Конструкторского бюро-2 ООО «АПКБ» на «Армии – 2018»
На «Армии – 2018» был представлен беспилотный летательный аппарат вертолётного типа, который даже своим внешним видом сильно отличается от всех существующих сейчас беспилотников. КПД этого симпатичного «вертолётика» очень высок, ведь он носитель сложной разведывательной системы.
– С нашей стороны была подготовлена вся конструкторско-технологическая документация, – прокомментировал Владимир Иванович. – Интерес к опытному образцу беспилотника на выставке был очень большой. Министр обороны Сергей Шойгу поручил нам через год предоставить готовый рабочий образец. Его применение очень широкое, в частности им заинтересовались концерн «Созвездие» Воронежской области, а также «Почта России» и Сбербанк.
Коллектив отдела главного конструктора ООО «АПКБ»
Для развития наших новых направлений – робототехники и беспилотной авиации – мы создали отдельное конструкторское бюро. Совместно с МАИ согласовали договор по совместной разработке и изготовлению социальных роботов- помощников, ориентированных на людей с ограниченными возможностями (например, технический слух, зрение, осязание и другие). Это стало возможным благодаря приобретению необходимых площадей, нового измерительного и технологического оборудования при поддержке управляющей компании АО «СОЦИУМ-А» и головного завода АО «АПЗ».
За пять лет по финансово-экономическим показателям мы перешагнули планку 500 млн рублей – в эти «активы» входят конструкторские и технологические разработки, опытное производство и серийные поставки по Гособоронзаказу. А в этом году планируем достичь 300 млн рублей.
Автор фото: Александр Омельянчук