Обычно, разрастаясь, бизнес вынужден адаптироваться под среду, в которой существует: под требования партнёров, клиентов, под правила конкурентной игры, изменения в законодательстве и прочее, и прочее, и прочее. Порой владельцы очень успешных компаний говорят о том, что со временем бизнес перестаёт быть похожим на них самих, идея, заложенная в фундамент структуры в момент создания, превращается в «пшик» под множеством факторов внешнего давления. Это сродни тому, что происходит с человеком, слишком прогнувшимся под изменчивый мир и лишившимся в нём самого себя. В таком случае владелец рискует потерять интерес к своему детищу, так как процесс роста и развития перестаёт приносить прежнее удовольствие.
В этом здании на Московском проспекте (ныне проспект Гейдара Алиева) на втором этаже располагался первый офис «Социума» в Баку. Для организации отдельного входа была специально построена лестница «в будущее»
Тем незаурядней история «Социума», зарегистрированного 10 июня 1988 года, за три с половиной года до распада СССР. Сегодня это название носит уже не компания, а многопрофильный Холдинг, переживший вместе со страной множество бурь, но сумевший сохранить свою выдающуюся уникальность и при этом «похожесть» на своего создателя – учёного, предпринимателя, общественного деятеля и благотворителя Игоря Ашурбейли, человека с очень многогранными интересами.
– «Социум» основан мною в год и даже в день принятия Закона о кооперации в СССР. Он ровесник эпохи возрождения предпринимательства в Советском Союзе и в России. За всё это время я не помню ни одного «лёгкого» года, когда бы мы не жаловались на «трудные времена». Но «Социум» никогда не ныл, не выклянчивал подачек у государства, не утаивал своих доходов, чтобы сэкономить на налогах. Он выстаивал самостоятельно, – говорит о своём Холдинге Игорь Ашурбейли. – Мы никому ничего не должны. У нас даже кредита ни одного нет. Наша концепция самодостаточности дала нам свободу, чтобы поддерживать своих – всех, кто находится в орбите «Социума», помогать нашим партнёрам и успешно развиваться, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Этой концепции мы будем придерживаться и впредь.
Помимо стремления к максимальной самодостаточности, большую роль здесь сыграло название, поддерживающее определённую энергию на протяжении 36 лет. «Социум» – это больше, чем бизнес, как и само общество, интересы которого шире, чем коммерческая выгода.
Каждому члену общества, по меньшей мере, важно собственное внутреннее развитие и взаимодействие друг с другом, образование, здоровье, возможность трудиться, делиться своими знаниями, опытом, быть востребованным. Хотя, конечно, нужна и крыша над головой, одежда, еда, финансовая стабильность, комфорт, связанный с новыми технологиями. Структура «Социума», его стратегические направления – проекция этих базовых потребностей.
А ещё общество не будет полноценным, если люди в нём заботятся исключительно о собственных утилитарных целях, игнорируя общественное благо, взаимопомощь и совместный поиск, необходимый для того, чтобы человеческая цивилизация не останавливалась в развитии.
IX Конференция руководящего состава Группы компаний «Социум». 9 июня 2023 года
С момента своего создания «Социум», как и его создатель, ведёт не только предпринимательскую, но и научную, общественную и благотворительную деятельность. Благодаря Акционеру и его Холдингу в разные годы был создан целый ряд общественных организаций, отвечающих потребностям времени, а порой и опережающих его. Среди них Ассоциация научных и производственно-технических предприятий Азербайджана, основанная в 1989 году в городе, где родились Игорь Ашурбейли и его «Социум», Баку; Профессиональная ассоциация производителей информационных ресурсов («ПАПИРУС»); Вневедомственный экспертный совет по вопросам воздушно-космической сферы (ВЭС ВКС, 2003-2023) и другие.
Не меньшее значение для Холдинга всегда имели и его издательские проекты, в том числе его периодические печатные издания, такие как газета «Кто есть кто», журнал «Социум», газета «Деловая книга», газета «Московский Сокол», газета «ВПК», газета «Россия», журнал «Воздушно-космическая сфера» и другие.
По словам Игоря Ашурбейли, в «Социуме» всё работает иначе, чем в обычном бизнесе: «Я, скорее всего, заработал бы больше, если бы не было никакой идеологии. Но просто по-другому мне не интересно. В «Социуме» прибыль вкладывается в то, что привлекательно с точки зрения смыслов».
С 2017 года Акционер «Социума» возглавляет самое значимое зарубежное представительство старейшей в нашей стране международной общественной организации – является Председателем Совета Императорского Православного Палестинского Общества в Государстве Израиль. Прибыль, полученная от бизнеса, вкладывается, в том числе, в работу по возвращению российской собственности в Святой Земле и в развитие исторического объекта, олицетворяющего Россию у Гроба Господня: основанный Игорем Ашурбейли Фонд Антонина Капустина управляет Сергиевским подворьем в Иерусалиме.
Вершиной накопленного за многие годы научного и общественного опыта стал «космизм «Социума». В 2016 году Игорь Ашурбейли объединил людей, профессионально занимающихся и увлечённых космосом, в Космическую Нацию Асгардия. Её глобальная цель – проложить человечеству дорогу в дальний космос, создать условия, при которых можно будет не только стать «гостями» низкой орбиты, но вести полноценную жизнь вне Земли. Асгардия – это более миллиона человек со всего мира.