В настоящее время Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро завершило НИР (научно-исследовательскую работу) и часть ОКР (опытно-конструкторской работы) по созданию следящего электромеханического рулевого привода элерона для самолёта Т-50.
Головным заказчиком ОКР выступает ПАО «Компания «Сухой». Генеральный заказчик – Министерство торговли и промышленности Российской Федерации.
Серийный выпуск изделий в количестве 96 штук в год планируется начать в 2024 году. Сейчас проходит приёмка первого этапа СЧ ОКР (составной части опытно-конструкторской работы), документы направлены в Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации. А специалисты АПКБ приступают к следующему этапу – разработке рабочей конструкторской документации.
Данный электромеханический привод предназначен для преобразования электрической энергии в механическую (возвратно-поступательное перемещение).
Трансформация вращательного движения двигателя в поступательное движение выходного вала осуществляется с помощью самого перспективного и сложнейшего в расчётах механизма ролико-винтовой передачи (РВП).
Работы осуществляет конструкторское бюро приводов и исполнительных механизмов под руководством заместителя главного конструктора ООО «АПКБ» Владимира Сухорукова.
– Перевод управления самолётом с гидравлики на электромеханику – это тренд на мировом рынке авиастроения и новшество для российской авиации. Пока речь идёт о военной авиации, но и проектировщики гражданских самолётов начинают интересоваться этой темой, – прокомментировал Владимир Сухоруков. – Например, некоторые гражданские лайнеры отечественного производства в свой состав включают электромеханические механизмы перестановки стабилизатора и механизации крыла. У нашей организации действующие контракты по разработке самых ответственных приводов управления стабилизатором для обоих самолётов.
Характеристики следящего электромеханического рулевого привода элерона для самолёта Т-50:
Наименование показателя |
Значение |
Полный ход выходного звена от упора до упора, мм |
62 +1,5 -1,0 |
Максимальное усиление, развиваемое на выходном звене, тонн |
7,5 |
Потребляемая мощность привода, Вт |
5000 |
Сигнальное питание, В |
27 |
Инерционная масса, приведённая к выходному звену, кг |
200 |
Скорость выходного звена, мм/с |
80±10 |
Примечание:
Элерон – подвижный фрагмент на задней части крыла самолёта, который позволяет изменять подъёмную силу, создаваемую крылом. Обычно на каждой консоли крыла расположено по одному элерону; элероны двигаются синхронно, но в разных направлениях.