Владимир Евсеев, генеральный директор ООО «АПКБ», рассказал об организации конкурса:
– В середине августа нам поступило предложение от МАИ об участии в конкурсе научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Решение об участии было однозначным, тем более что за 5 лет плодотворной работы ООО «АПКБ» освоено несколько удачных проектов, ориентированных на государственные заказы и перспективные направления в развитии техники и экономики. Одним из таких направлений и стала «Разработка электромеханического привода элерона летательного аппарата». Авторы разработки: Владимир Сухоруков, Андрей Гуськов, Иван Шкаров.
Мне, как заместителю технического директора АО «АПЗ», учредившего премию имени П. И. Пландина, организаторы конкурса предложили войти в состав экспертной комиссии, наряду с представителями таких предприятий, как «Филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ «Сухой», ПАО «Корпорация Иркут», АО «ГосНИИП», АО «Вертолёты России», Госкорпорация «Роскосмос», специалисты МАИ и другие.
Для объективной оценки работ комиссия разделилась на несколько подгрупп, состоящих из специалистов разных направлений деятельности, так же «сгруппировали» и участников конкурса. Сложные каверзные вопросы на старте выявили несколько лидирующих участников. Среди них были и сотрудники ООО «АПКБ», составившие достойную конкуренцию другим конкурсантам. Все участники, бесспорно, достойные, обладающие высоким уровнем знаний, навыков, и составляющие здоровую конкуренцию.
Оценка работ проходила в несколько этапов. На первом этапе заявки рассматривались в заочной форме, на втором – оценивались комиссией в стенах ДКиТ МАИ. На стендах участники представляли свои проекты и защищали их перед экспертной комиссией.
На юбилейный конкурс «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» было подано более 250 научных работ из 49 городов России по 9 направлениям:
- авиационные системы;
- авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки;
- системы управления, информатика и электроэнергетика;
- информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем;
- ракетные и космические системы;
- робототехника, интеллектуальные системы и авиационное вооружение;
- математические методы в аэрокосмической науке и технике;
- новые материалы и производственные технологии в области авиационной и ракетно-космической техники;
- экономика и менеджмент предприятий аэрокосмического комплекса.
Владимир Сухоруков, заместитель главного конструктора по 1-му направлению – начальник конструкторского бюро, о том, чем интересна разработка и как удалось стать лучшими:
– «Электрификация» системы управления авиатехники – одна из перспективных технологий, позволяющих улучшить лётно-технические и эксплуатационные характеристики самолёта. К настоящему времени разработано большое количество опытных образцов рулевых приводов с электрическим силовым энергопитанием и начато их практическое использование.
Также мы поддержали тенденцию замены централизованной гидросистемы и гидравлических приводов, ставших традиционными исполнительными механизмами систем управления и стабилизации пассажирских, транспортных и боевых машин, на электрическую энергосистему и приводы с электрическим энергопитанием.
Представленный на конкурс макет не просто действующий, а прошёл первый этап испытаний по согласованной с заказчиком программе и методике. Благодаря этому перевес баллов оказался в нашу пользу, пусть с небольшим отрывом, но мы стали лучшими в своём направлении и получили Диплом I степени Лауреата премии имени А. Ф. Барковского, учреждённой ОКБ «Сухой», за вклад в инновационное развитие.
Андрей Гуськов, инженер-конструктор 2 категории ООО «АПКБ», о дальнейшей работе и перспективах:
– Межотраслевой молодёжный конкурс научно-технических работ и проектов очень значимое и авторитетное мероприятие для всех, кто увлечён идеями и нацелен на их практическую реализацию.
Работа была проделана колоссальная: разработка технической и конструкторской документации, изготовление опытного образца, испытания, устранение неполадок. Целью выполнения научно-исследовательской работы являлось создание экспериментального образца электромеханического привода (ЭМП) элерона летательного аппарата с максимальным развиваемым усилием 7,5 т и линейной скоростью 80 мм/с.
Для полноценной проверки ЭМП принято решение провести полунатуральные испытания, имитирующие режимы типового полёта летательного аппарата в ФГУП ЦАГИ (г. Жуковский), основными критериями которых являются отказоустойчивость, надёжность и безопасность.
Компетентные эксперты, организации с мировым именем, обмен знаниями и опытом с другими предприятиями, сотни талантливых учёных и перспективных специалистов – всё это даёт уверенность в выбранной профессии, увеличивает потенциал в развитии нашего предприятия и повышает его престиж.