«Как в другую страну попала»
Рита Грачёва, изготовитель трафаретов, шкал и плат цеха №19 (22 мая – 20 лет на АПЗ):
– Первый рабочий день – такой же, как, наверное, и у всех: очень волнительный, ведь я ни о заводе, ни о работе, которая предстояла, почти ничего не знала.
Меня в тот день у проходной встретил заместитель начальника цеха Геннадий Иванович Грачёв, и мы вместе пошли в цех. Иду и думаю: словно в другое государство попала – огромная территория, кругом люди. В цехе провели по участкам, показали рабочее место (я устроилась распредом). Начала сразу вникать в работу, спрашивать, что да как, а в обед стала знакомиться с коллективом.
Уже после декретного отпуска перевелась на производственный участок. Работа другая, думала, будет сложно. Но опять коллектив поддержал, каждый старался мне помочь. Отдельное спасибо мастеру Ольге Блиновой и технологу Алле Богатовой, которые всё разъясняли.
В общем, 20 лет прошли, как один день. Всё потому, что коллектив в нашем цехе замечательный, а это очень важно в работе!
«Встретил лучшего друга»
Александр Рванцов, шлифовщик цеха №50 (22 мая – 35 лет трудового стажа на АПЗ):
– Встретил меня в проходной мастер цеха №53 Николай Григорьевич Дурандин. Проводил в цех, показал станок, на котором буду работать, выдал спецодежду – длинный чёрный халат, а потом подвёл меня к работнице и говорит: «Знакомься, твоя наставница – Оленева Валентина Петровна». Она была очень требовательной, учила и нас ответственному отношению к делу. За несколько дней я освоил станок (на шлифовщиков нигде не учили) и стал работать. Потом наш участок стал основой цеха №50.
Но самое для меня главное и памятное, что в первый рабочий день я познакомился со своим товарищем и коллегой Алексеем Никоноровым. Вот уже 35 лет мы (оба афганцы) работаем рука об руку. С ним, как говорится, не один пуд соли съели. И когда работы было столько, что станки нагревались, как в литейке, и в 90-е, когда на участке остались вдвоём и «тянули» всю гироскопию…
С первого дня работы я понял, что в коллективе главное – взаимовыручка и отзывчивость. На этом наш участок и сегодня держится.
Всё решил красивый почерк
Надежда Морозова, начальник бюро пропусков (28 мая – 40 лет трудового стажа на АПЗ):
– Сначала в отделе кадров меня попросили написать текст. Зачем, думаю? Как потом оказалось, проверяли мой почерк. Затем направили в бюро пропусков. И снова – проверка чистописания. Дали перо, тушь и велели заполнить заводской пропуск – написать фамилию, имя, отчество. Надо признаться, что писала я аккуратно и красиво. Это, наверное, и помогло.
Начальник бюро пропусков Сенина Евдокия Иосифовна посмотрела и говорит: «Мне нравится!». И повела меня к начальнику охраны Макарову Сергею Михайловичу. Тот опять стал оценивать мой почерк и сделал замечание, что строчную (маленькую) букву «д» я пишу не так – с лишней завитушкой на петельке. С того момента я на всю жизнь запомнила, как её надо писать по правилам каллиграфии.
Заполняли мы пропуска пером и тушью. Мне больше нравилось писать пером «Звёздочка» (ещё было перо «Лягушка»), оно не так скрипело, писало мягче. Сейчас это уже исторический факт.
Кстати, моя первая должность на заводе – стрелок. Видимо, на тот момент дежурной вакансии в бюро пропусков не было…
Сегодня, спустя 40 лет с того первого рабочего дня, я осознаю, что мне всегда хотелось на работу! И в этом моё трудовое счастье.
Фото Елены Галкиной