Слесари МСР Алексей Чалов и Иван Тихонов служили в Прибалтийском пограничном округе, в Латвии. Оба несли дозорную службу, только на разных заставах. Алексей Михайлович – с 1977 по 1979 годы, сначала был командиром прожекторного отделения, потом старшиной заставы; Иван Николаевич – с 1981 по 1983 годы, рядовой.
Море для них, деревенских парней, было в диковинку, поэтому первое время насмотреться не могли на просторы Балтики. Природа богатая, черники и грибов разных – пруд пруди. Рыбой моряки часто угощали. Зато климат тяжёлый, влажный, у многих – трудная акклиматизация: это когда еле заметная ранка начинает гноиться, долго не заживает. А вот условия службы на заставе были хорошие: своя баня, подсобное хозяйство с поросятами, пруд с карасями… Но главное – атмосфера.
– Застава – это как одна семья, – подтвердили оба. – Настоящее пограничное братство!
Вспомнился и случай.
– Однажды ночью с моря поступил сигнал «Неопознанная цель», – рассказывает Алексей Чалов. – Передали координаты на дежурный корабль. Тот подошёл к указанному месту, а там стая гусей, остановившихся на ночёвку.
Кстати, Алексею Михайловичу повезло: ему отпуск давали.
– Домой своим привёз янтарь: когда море траву гонит, его в полосе прибоя много.
Фрезеровщик Александр Воеводин служил на сухопутной границе – в Восточном пограничном округе, в Алма-Ате; годы службы – 1991-1993.
– Когда призвали, был ещё Советский Союз, а увольнялся уже из Казахстана, – рассказывает он. – Служил в роте обеспечения учебного процесса высшего военного училища. Одна часть отвечала за текущий ремонт вооружения, другая, в которой и служил я, – за автопарк.
У Александра Викторовича тоже есть армейская история. Однажды отправили их в полевой учебный центр в посёлок Караой. Вместо 40 км пришлось прошагать в полтора раза больше. Ноги, конечно, в кровь. Вечером – сбор на ужин. И вот представьте: идёт взвод, а его синхронно покачивает из стороны в сторону, как стаю пингвинов. Это сейчас вспоминается с улыбкой, а тогда не до смеха было…
28 мая эти ветераны пограничной службы с АПЗ не наденут зелёные фуражки и кители: столько лет прошло, форма не сохранилась. Но к памятнику пограничникам придут обязательно. В своё время они тоже собирали на него средства. Потому что бывших пограничников не бывает. Потому что гордятся службой в погранвойсках и до сих пор помнят первые слова Устава, которые и написаны на памятном знаке: «Границы России священны и неприкосновенны».