Система поощрений и штрафов, конечно, великая вещь, но не всегда действенная. Тут на первый план выходит роль руководителя или неформальных лидеров – тех, кто сильнее и сохраняет «горячее» отношение к делу. К счастью, в любом коллективе всегда находятся люди, для которых тезис «Это не мой бизнес, нечего и стараться» не работает. Они могут здорово помочь тем, кто устал или отчаялся, но хочет сохранить работу. Например, в правильной форме донести до руководства их нужды и чаяния.
Итак, что нужно, чтобы поддержать работоспособность коллектива в любых обстоятельствах. Коучи рекомендуют регулярные личные встречи руководителей с подчинёнными – очные или онлайн, в зависимости от формы организации работы. Так удастся избежать «брожения умов», слухов и домыслов, порождающих лишние страхи, и настроить компанию – отдел – департамент на продуктивную деятельность.
Правила организации мотивационных встреч и совещаний
Тут очень важен тайминг: например, не больше 5 минут на сообщение одного сотрудника. Вообще, очень полезная штука, потому что учит людей говорить кратко и по существу.
Если доверяться опыту крупных компаний с хорошо выстроенными системами коммуникаций и мотивации, то оптимальная продолжительность встречи – 30 минут. И очень важна регулярность – например, раз в неделю, в один и тот же день и час.
Сотрудники должны знать, что у них есть специальное время для того, чтобы поделиться своими наработками с коллегами, слушать их замечания и обратиться к руководителю отдела с вопросами.
Руководителям просто необходимо выделить «окошки» (можно во время тех же совещаний или индивидуальных встреч), чтобы пообщаться с сотрудниками по их личным вопросам, выслушать их. Сложно настроиться на работу, если голова забита новостями или ситуацией дома. Слова поддержки могут помочь.
Лучший способ бороться с общей тревогой и усталостью
Хвалите работников! Вы же в курсе, кто из членов команды показывает наиболее высокие результаты. Достижения должны быть отмечены, самых усердных и работоспособных сотрудников нужно обязательно похвалить. Это покажет другим подчинённым, что вклад в общее дело ценится. На регулярных встречах надо обязательно говорить об успехах отдела и о задачах на перспективу.
При этом руководитель должен сам разбираться в рабочих процессах, тогда и сотрудники отдела быстрее оценят профессиональные качества начальника и не будут филонить на работе. Одними пафосными речами работоспособность команды не поддержишь. Нужно не только хвалить сотрудников, но и показывать им точки роста, вместе думать над тем, где и как можно улучшить рабочие процессы, оптимизировать затраты и т. д.
Конструктивная (безобвинительная) критика от компетентного руководства пойдёт только на пользу.
Свободный микрофон
Слово надо предоставлять желающим, но и не позволять одним и тем же сотрудникам постоянно отмалчиваться. Поощряйте стремление делиться с командой возникшими трудностями. В ответ давайте уверенность в том, что нуждающиеся получат помощь от коллег и руководства.
И напоследок, для тех, кого пугает и истощает рутина: в кризисные моменты как раз она и спасает, не ругайте её.