Необычное изделие – небольшой беспилотный вертолёт, «по-научному» называемый «беспилотным летательным аппаратом вертолётного типа», в августе этого года конструкторы показали на Международном военно-техническом форуме «Армия – 2018». Он сразу привлёк внимание главы Минобороны, посетившего экспозицию в первый, закрытый, день выставки. Сергей Шойгу поручил организациям, задействованным в этом инициативном инновационном проекте, за год доработать его под нужды Минобороны.
Сам комплекс радиоразведки разрабатывают воронежские специалисты. А вот носитель – беспилотник с уникальными характеристиками – создали арзамасские предприятия «Социума».
Владимир Пименов возглавляет направление по разработке беспилотного летательного аппарата вертолётного типа в АПКБ
В настоящее время изготовлено два макетных образца. Вертолёт уже поднимался в воздух – первые испытания провели для него сами конструкторы. Аппарат взлетел, выполнил заданный манёвр и благополучно приземлился.
– Это изделие разработано нами совместно с кафедрой вертолётостроения Московского авиационного института, – рассказал Владимир Пименов, заместитель главного конструктора ООО «АПКБ» по 2-му направлению, начальник КБ-2. – Разработчиком конструкторской документации (КД) является АПКБ. Сборка происходила на Арзамасском приборостроительном заводе. По ходу сборки вместе с заводскими конструкторами мы выясняли те нюансы, которые нужно было исправить, и скорректировали документацию.
Наша цель была создать аппарат, который оказался бы достаточно надёжным, эффективным, малошумным и обеспечивал необходимую дальность и грузоподъёмность. Мы её достигли.
Макет беспилотного вертолёта со станцией радиоразведки на стенде инновационных технологий Минобороны России
Один такой вертолёт с установленным на него комплексом радиоразведки может заменить четырёх «Тигров» – четыре наземных служебно-боевых разведывательных машины.
Для АПЗ этот проект очень важен, потому что со временем беспилотник может быть поставлен на серийное производство. Интерес к нему проявляет не только Министерство обороны, на вооружении которого подобного изделия до сих пор не было. Помимо радиоразведки, аппарат может выполнять и ряд других функций, начиная от перевозки грузов в труднодоступные места. На него можно установить, к примеру, камеры слежения или газоанализатор, он может послужить многим отраслям промышленности и науки. Изделием уже заинтересовались Почта России и Сбербанк.
Дмитрий Дьяконов, главный конструктор СКБ-602 МАИ, Владимир Евсеев, генеральный директор ООО «АПКБ» и Владимир Пименов на «Армии – 2018»
Сейчас наша задача – дообработать носитель по конкретизированным техническим характеристикам ТЗ Министерства обороны, немного его облегчить и подготовить к лётным испытаниям в ЦАГИ. До конца года совместно с МАИ мы планируем также доработать программу обучения по управлению аппаратом, чтобы внедрить её на базовой кафедре АПЗ в Нижегородском государственном техническом университете.
Технические характеристики БПЛА-ВТ:
• взлётная масса: 120 кг
• полезная нагрузка: 35-50 кг
• максимальная скорость полёта: 120 км/ч, крейсерская – 60 км/ч
• максимальная удалённость на одной заправке: 300 км
• высота полёта: от 7 м до 4 км