– Наталья, в конце прошлого года корпоративное управление АО «СОЦИУМ-А», которое Вы возглавляете, было реформировано. Зачем понадобилась реформа, что изменилось в Вашей работе?
– С момента создания единой юридической службы Группы компаний «Социум» прошло более 10 лет, многое изменилось. Холдинг – живой организм, он развивается, перестраивается. В структуре холдинга появились новые стратегические центры. С нового года юристы компаний холдинга, работающих на площадке Сокол, переведены в управляющую компанию АО «СОЦИУМ-А». Между АО «СОЦИУМ-А» и компаниями на Соколе заключены договоры на юридическое обслуживание.
Реформа как раз направлена на то, чтобы выделить стратегически важные направления, направить главные усилия на их поддержку, выработать единые подходы к решению юридических вопросов, типовые договоры и правила.
Функции внутри корпоративного управления были перераспределены, наши юристы получили возможность заниматься более разнообразным спектром вопросов, расширить свою специализацию, что гораздо проще, когда обслуживаешь несколько компаний, а не одно отдельно взятое юридическое лицо. Для сотрудников это профессиональное развитие. Моя цель – дать им понимание, что мы решаем задачи и защищаем интересы, общие для всего холдинга. Важно, чтобы специалисты были максимально универсальны. Именно такие юристы нужны «Социуму». И, конечно, стараемся учитывать и развивать наиболее сильные стороны каждого юриста.
При этом мы всегда чувствуем поддержку руководства «Социума», которое ежегодно выделяет средства на повышение квалификации наших специалистов, поощряет юристов, успешно реализующих проекты и выигрывающих судебные споры.
– А что входит в спектр вопросов, которыми занимаются юристы холдинга?
– У корпоративного юриста две основные сферы деятельности: обеспечение безопасности организации и сопровождение её текущей деятельности.
Обеспечивать безопасность организации с юридической точки зрения – значит снижать риски возникновения негативных ситуаций, в том числе судебных споров и их последствий. Мы представляем интересы компаний холдинга перед государственными органами, другими юридическими лицами, отстаиваем их интересы в судах.
А текущая деятельность включает собственно корпоративное направление, то есть юридическое сопровождение собраний акционеров/участников, деятельности Советов директоров, реорганизаций, ликвидаций, различных корпоративных процедур, сделок, в том числе, касающихся недвижимого имущества, договорной работы, внутреннего документооборота, а также правовую помощь другим подразделениям и совместное решение с другими подразделениями конкретных задач, которые ставятся Советом директоров или Акционером.
Наталья Волчкова: Задача корпоративного юриста не в том, чтобы говорить: «разрешено» – «запрещено». Он должен помогать развивать бизнес, делать так, чтобы развитие происходило в рамках закона, эффективно и приносило прибыль.
– Как сейчас строится взаимодействие между корпоративным управлением «СОЦИУМ-А» и юридическими службами компаний в других городах?
– Мы по-прежнему всё время на связи, обмениваемся информацией и мнениями. Как правило, задачи, связанные с текущей хозяйственной деятельностью, юристы предприятий решают самостоятельно. А сложные вопросы, выходящие за рамки текущей хозяйственной деятельности или защиты от юридических рисков, прорабатываем совместно.
Сейчас в «Социуме» работают 25 юристов. Надо сказать, что в отличие от многих других крупных структур, где между людьми выстраиваются бюрократические стены в виде бесчисленных положений и приказов, в холдинге, возглавляемом Игорем Рауфовичем Ашурбейли, научились слышать друг друга и быстро реагировать на запросы. Между нами есть взаимопонимание, это главное. Благодаря этому юридическая служба «Социума» – хорошо отлаженный механизм.
– Наталья, Вы ветеран «Социума», единая юридическая служба холдинга в своё время выстраивалась при Вашем непосредственном участии. Расскажите, пожалуйста, немного о себе: как и где начинали, как пришли в холдинг.
– Я закончила Московский институт экономики, политики и права. Это моё второе высшее образование, и получала я его уже будучи сотрудником Московской областной регистрационной палаты, которая занималась регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Можно сказать, что я стояла у истоков этой организации. В 1997 году, когда я пришла работать в Регистрационную палату, там работало всего 11 человек. Далее она разрослась, были созданы филиалы и представительства в каждом городе Подмосковья. Время было очень плодотворное, работа интересная и разнообразная. Сначала я занималась регистрацией юридических лиц, участвовала в формировании единых подходов и требований к регистрации на всей территории Московской области. Затем перешла в судебный отдел и представляла интересы Регистрационной палаты в суде.
Следующий профессиональный опыт – опыт организации корпоративной и договорной работы, а также управления людьми – я получила в ЗАО «ИНТЕКО».
В 2008 году я пришла в Закрытое акционерное общество «Военно-промышленная компания», которое на тот момент являлось управляющей компанией нашего холдинга. Сейчас управляющая компания – АО «СОЦИУМ-А». С удовольствием сознаю, что все преобразования, которые произошли в «Социуме» за эти годы, сделаны и моими руками, в том числе. В будущее смотрю с не меньшим оптимизмом. Многое ещё предстоит сделать. По-прежнему есть желание развиваться вместе с холдингом. Нашему юридическому коллективу хочется и дальше успешно решать задачи, поставленные Акционером холдинга Игорем Рауфовичем Ашурбейли.
– Почему выбрали для себя профессию юриста?
– Это профессия выбрала меня, и я нисколько об этом не жалею. Первое образование у меня педагогическое – учитель математики и физики. С детства очень любила математику. Даже закончила математическую школу при МГУ. Решение математических задач доставляло мне огромное удовольствие. Но в Регистрационной палате, куда я пришла работать после института, мне потребовалась ещё и специализация юриста. Я пошла учиться с радостью, хотя на тот момент не до конца понимала, как сочетаются математика – королева естественных наук и гуманитарная специальность – право. Но оказалось, что это хорошее наложение образований. Став юристом, я не просто читала законы, а во всём искала логику. Это помогало выстраивать стройную цепь доходчивых умозаключений и доводов, способных убедить оппонентов.
– Какое направление в Вашей разнообразной юридической практике Вам ближе и интереснее?
– В разное время нравилось разное. Когда-то была очень увлечена судебной работой.
– А чем она Вам нравилась?
– Адреналином. Выходишь из суда – и уже с нетерпением ждёшь следующего судебного процесса. Эффект в любом случае позитивный. Когда процесс завершается в твою пользу, это, конечно, радует и приносит удовлетворение. А если проигрываешь, это подстёгивает. Говоришь себе: нет, я всё равно права и докажу это в следующей инстанции.
Потом интересы изменились. Я погрузилась в корпоративное и договорное направления, которые кому-то, особенно мужчинам-юристам, кажутся довольно рутинным. Да, наверное, со стороны эта деятельность может показаться скучноватой. Но у нас же всегда очень много задач, и они всегда очень разнообразны. При этом практически любая задача – это отдельный полноценный проект, требующий максимального напряжения, поиска подходов, механизмов.
К тому же мы работаем с документами, где каждое слово должно быть продумано и выверено, чтобы всё соответствовало закону. Законодательство и юридические подходы меняются очень быстро, за всем этим надо уследить, чтобы действовать исходя из ситуации. То есть это тоже адреналин и постоянное движение. Что бы я ни делала, моя работа мне всегда нравилась. И сейчас в этом ничего не изменилось. Мне по-прежнему интересно.
– Получается, что у Вас около 24 лет юридической практики. Как думаете, профессия как-то повлияла на Ваш характер?
– Да, вероятно, профессиональная деформация присутствует и выражается в некоем… занудстве. Всегда хочется докопаться до сути, даже в мелочах, а окружающих это порой раздражает. Вы же понимаете: когда красиво и выверенно, с вниманием к мелочам ведёшь процесс в суде – это одно. А когда с тем же пылом обсуждаешь вопросы дома – тебя воспринимают несколько иначе…
5 принципов корпоративного юриста Натальи Волчковой
Принцип постоянного совершенствования. Нужно расширять знания, профессиональные навыки и горизонты правовой деятельности. Как результат – ты решаешь даже сложные задачи в короткие сроки и более качественно.
Принцип вариативности в работе. Корпоративный юрист всегда должен иметь несколько путей решения спорных ситуаций и предвидеть последствия каждой из них. Одна мысль хорошо, а две или три ещё лучше. Вариативность – это возможность при подготовке сделок предусмотреть нестандартные условия в пределах, не запрещённых действующим законодательством.
Принцип конфиденциальности – заключается в обязательстве юриста соблюдать режим конфиденциальности в работе с информацией с ограниченным доступом, которая была ему передана в соответствии с его должностными обязанностями.
Предвидение рисков – действовать на опережение и предвидеть последствия тех или иных действий. При соблюдении этого принципа корпоративный юрист может не только предусматривать причинно-следственные связи действий и решений, принятых в организации, но и предотвращать возможные негативные последствия.
Принцип постоянного взаимодействия. Корпоративный юрист – это не отдельная статическое звено организации, а полноценный участник её деятельности. Способность взаимодействовать и налаживать отношения – это первый шаг к сбору, получению, обработке и анализу необходимой информации для решения задач юридического содержания. С помощью взаимодействия и коммуникации, используя свои должностные обязанности, корпоративный юрист должен осуществлять юридический анализ спорных ситуаций в организации.