102
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
НА СЛУЖБЕ В МЧС
Сегмент системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (рис. 10) может включать
в себя воздухоплавательные средства, предназна-
ченные для пожаротушения, а также ликвидации
последствий техногенных катастроф и стихийных
бедствий.
Основными задачами этих средств являются: па-
трулирование лесных массивов, раннее обнаруже-
ние локальных возгораний, оперативное тушение
локальных пожаров водяным туманом, монито-
ринг площадных пожаров, тушение площадных
пожаров, специальная обработка зараженных
территорий, эвакуация пострадавших и ценного
имущества, мониторинг областей пространств,
затронутых чрезвычайной ситуацией, создание
временной информационно-коммуникационной
инфраструктуры, доставка грузов, необходимых
для обеспечения жизнедеятельности пострадавше-
го населения.
СВЯЗЬ, ДОСТАВКА
ИНФОРМАЦИИ И ГРУЗОВ
Сегмент
информационно-коммуникационной
инфраструктуры может включать в себя беспилот-
ные гибридные дирижабли с высотой полета 5 км
и беспилотные стратосферные дирижабли с высо-
той полета 20 км, обеспечивающие телевизионное
вещание, сотовую связь и высокоскоростной до-
ступ в Интернет в зонах диаметром 500–1000 км.
Сегмент транспортной инфраструктуры может
включать транспортные дирижабли типа АТЛАНТ
грузоподъемностью 200–500 т, функционирую-
щие в составе воздухоплавательной транспортной
сети.
ДЛЯ НАУКИ
Сегмент обеспечения научных исследований мо-
жет включать в себя автоматические дрейфующие
аэростаты и беспилотные стратосферные дири-
жабли, предназначенные для решения исследо-
вательских задач в областях физики атмосферы,
динамики изменений озонового слоя Земли, ис-
следований космических лучей и частиц, иссле-
дований реликтового излучения за пределами
Солнечной системы, наблюдения небесных тел,
а также метеоисследований.
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Сегмент доведения электроэнергии от солнеч-
ных космических электростанций до наземных
потребителей, включающий солнечные косми-
ческие электростанции и беспилотные страто-
сферные дирижабли, предназначен для передачи
электроэнергии по радиолучу с минимальными
потерями за пределами плотных слоев атмосфе-
ры и доставки электроэнергии, накопленной в то-
пливных элементах, наземным потребителям.
БИТВА ЗА УРОЖАЙ
Сегмент обеспечения сельскохозяйственного про-
изводства может включать воздухоплавательные
комплексы обработки посевных площадей и уго-
дий и транспортировки грузов, необходимых для
осуществления сельскохозяйственной деятельнос-
ти. Беспилотные дирижаблимониторинга сельхоз-
площадей и транспортные дирижабли, входящие
в состав этого сегмента, должны решать следующие
задачи: распыление удобрений, распыление ве-
ществ для уничтожения вредителей, полив и оро-
шение, транспортировка новой, отремонтиро-
ванной и неисправной автотракторной техники,
топлива и имущества для эксплуатации автотрак-
торной техники, сельскохозяйственнойпродукции
и удобрений.
ПОМОЩЬ ГЕОЛОГАМ
И ТУРИСТАМ
Сегмент обеспечения туризма и отдыха включает
различные варианты туристических дирижаблей.
Сегмент Минприроды России может включать
в себя средства геологоразведки в труднодо-
ступных районах, экологического мониторин-
га и транспортировки полезных ископаемых
от удаленных месторождений до транспортных
магистралей.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
– ведение воздушной разведки;
– контроль воздушного пространства и обнаружение маловы-
сотных средств воздушного нападения противника;
– предупреждение о ракетном нападении.
УДАРНЫЕ ЗАДАЧИ:
– поражение воздушных, наземных и морских объектов высо-
коточными средствами поражения;
– поражение площадных объектов обычными средствами
поражения.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
– ретрансляция развединформации и команд управления;
– радиоэлектронное противодействие огневым и обеспечиваю-
щим средствам противника;
– ведение психологической борьбы, деморализация личного
состава и населения противника;
– переброска войск и техники в заданные районы.
103
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В РОССИИ
В НАШЕЙ СТРАНЕ РАБОТЫ ПО РАЗ-
ВИТИЮ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ПОКА
НЕ ПОЛУЧИЛИ ДОЛЖНОГО РАЗМА-
ХА, ОДНАКО ПРИНЯТЫЕ В ТЕЧЕНИЕ
ПОСЛЕДНИХ 7-8 ЛЕТ ЭНЕРГИЧНЫЕ
МЕРЫ ПОЗВОЛЯЮТ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО
В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ В РОССИИ
БУДЕТ СОЗДАН ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ-
НЫЙ ФЛОТ, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ
ШИРОКИЙ КРУГ СЛОЖНЫХ ПРАКТИ-
ЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В ТО ВРЕМЯ КАК ТРАДИЦИОННАЯ
АВИАЦИЯ РАСХОДУЕТ 90% ТОПЛИВА
НА ПОДДЕРЖАНИЕ САМИХ ЛЕТАТЕЛЬ-
НЫХ АППАРАТОВ В ВОЗДУХЕ И ТОЛЬКО
10% НА ПОЛЕЗНУЮ НАГРУЗКУ, У ВОЗ-
ДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРО-
ПОРЦИЯ ОБРАТНАЯ.