94
ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО
Подключаем МЧС и ВКС
Для подстраховки основных средств (СПЗ) будут
использоваться вспомогательные службы, которые
можно задействовать на случай:
– угрозы падения на Землю крупных фрагментов
разрушенного вблизи Земли опасного небесного
тела (ОНТ);
– малого резерва времени до столкновения ОНТ
с Землей, не позволяющего использовать основ-
ные средства СПЗ для его перехвата.
Служба прогнозирования районов и последствий
падений ОНТ будет осуществлять прогноз райо-
нов падений на основе информации космических
и наземных средств контроля космического про-
странства, включая военные.
Важным элементом этой службы является про-
граммно-аппаратный комплекс, разрабатыва-
емый РАН и Центром планетарной защиты
в кооперации с рядом организаций по заданию
МЧС России. Он обеспечивает моделирование
орбит ОНТ, процессов их движения в атмосфере
и последствий от их падения. Это позволит при-
нимать упреждающие эвакуационные и другие
защитные меры для спасения населения и сохра-
нения материальных и культурных ценностей.
Кроме того, работы, выполненные специалис-
тами ряда научных и военных организаций,
показали, что, при соответствующей доработке
перспективных средств ракетно-космической обо-
роны, их можно будет использовать для защиты ре-
гионов, в местах дислокации этих средств, от ОНТ
декаметрового масштаба, типа челябинского.
Проблемы создания СПЗ
При создании, отработке и эксплуатации СПЗ
придется решить множество проблем не только
научно-технического, но и социально-экономи-
ческого и политического характера. Потребуется
разработка серьезного национального и междуна-
родного правового обеспечения, которое, в част-
ности, должно включать следующие моменты:
– возможность технической и правовой инте-
грации компонентов СПЗ (ракетно-космических,
ядерных, коммуникационных и др.), находящих-
ся под национальной юрисдикцией государств,
в глобальную международную инфраструктуру;
– возможность использования ядерных средств,
являющихся одними из наиболее эффективных
по своему воздействию на ОНТ (они должны быть
выведены из-под действия норм международно-
го права, запрещающих, в частности, производ-
ство любых ядерных взрывов в космическом про-
странстве);
– необходимость учитывать, что под прикрыти-
ем защиты от АКО возникнет опасность создания
и отработки новых образцов военной техники
(включая средства контроля космического про-
странства, ПРО, кинетическое, ядерное, лазерное
и даже «астероидное» оружие).
Примером последнего может послужить амери-
канский проект «Гравитационный трактор (тя-
гач)»: к ОНТ запускают массивный КА, который
зависает вблизи на длительное время. Это позво-
лит изменить траекторию ОНТ за счет гравита-
ционного притяжения КА. Особенность данного
метода – возможность весьма точного управления
траекторией ОНТ. Это позволяет не только увести
его с попадающей в Землю траектории, но и, при
необходимости, устроить падение в заданном
районе нашей планеты.
Решение проблемы АКО возможно только на со-
ответствующей научно обоснованной между-
народно-правовой базе, которая может быть
официально оформлена, например, в формате
международного договора «О мерах защиты Зем-
ли от АКО».
Этот договор должен будет регламентировать
проведение всех работ, от разработки и созда-
ния СПЗ до ее введения в эксплуатацию и вывода
из эксплуатации.
Также, наряду с разработкой данного договора,
должны быть приняты дополнительные согласо-
ванные дополнения к имеющимся международ-
ным договорам и соглашениям, положения кото-
рых соприкасаются с проблемой защиты от АКО.
Еще одной важной проблемой является финан-
совое обеспечение работ по созданию СПЗ. Счи-
тается, что защита Земли от АКО потребует колос-
сальных национальных и международных затрат.
Но это не так. Для первоочередного создания ЭКР
потребуется 15–20млрд долларов и срок от 5 до 7 лет.
В результате можно будет гарантированно защи-
тить нашу планету от астероидной и, частично,
кометной опасности. Защита от гигантских комет-
«Гравитационный трактор» – астероидное оружие
ных ядер потребует большего времени, больших затрат
и разработки новых комплексных технологий.
Для финансирования разработки, создания и эксплуа-
тации СПЗ можно будет создать специализированный
международный фонд, например «Страховой фонд
человечества». Инициаторами создания фонда мо-
гут стать страны G20 с последующим присоединением
к проекту других государств.
Величина ежегодных взносов в фонд могла бы состав-
лять около миллиарда долларов США, что соответству-
ет примерно одной тысячной доле ежегодных общеми-
ровых затрат на вооружения. Таким образом, если бы
страны согласились на сокращение своих военных
бюджетов на 0,1%, они могли бы открыть путь к защи-
те человечества и всей планеты от АКО.
Для решения указанных выше проблем потребуется
осуществить комплекс организационных мероприя-
тий на национальном и международном уровнях,
что является, пожалуй, самой важной проблемой на-
стоящего неспокойного времени. Представляется, что
сначала должны быть сформированы законодательные
и финансовые основы, на базе которых будет создан
международный центр планетарной защиты и его фи-
лиалы, которые будут координировать разработку ком-
понентов системы.
Роль России в создании СПЗ
Россия обладает всеми необходимыми для создания
СПЗ технологиями и начатыми еще в 80-х годах про-
шлого столетия приоритетными работами в этой об-
ласти. Поэтому сейчас особенно актуально восстанов-
ление наших позиций на международном уровне. Для
этого важно скоординировать и активизировать дея-
тельность ключевых ведомств и организаций России
(МЧС России, МО, «Роскосмоса», «Росатома», РАН и др.)
при координирующей роли Совета Безопасности.
Основные предложения по обеспечению постановки
и координации работ в Россиии стимулированиюфун-
даментальных и прикладных исследований по про-
блеме АКО были представлены на заседании кругло-
го стола в Совете Федерации 12 марта 2013 года. В них
намечен целый ряд первоочередных и перспективных
научных исследований и практических разработок на-
ционального и международного масштаба.
Реализация этих предложений будет способствовать
выходу нашей страны на новые рубежи научно-тех-
нического развития как в гражданской, так и в воен-
ной сфере, обретению достойного лидирующего места
намеждународномуровнеипривлечениюзарубежных
финансовых ресурсов для создания компонентов СПЗ
на базе уникальных российских технологий. Кроме
того, это привело бы к расширению международного
сотрудничества, укреплению доверия между народа-
ми и улучшению политического климата на планете.
Считается, что защита Земли от асте-
роидно-кометной опаности потребует
колоссальных национальных и междуна-
родных затрат. Но это не так. Для перво-
очередного создания ЭКР потребуется
15–20 млрд долларов и срок от 5 до 7 лет.
В результате можно будет гарантирован-
но защитить нашу планету от астероид-
ной и, частично, кометной опасности.
Защита от гигантских кометных ядер
потребует большего времени, больших
затрат и разработки новых комплексных
технологий.
Этапы создания Международной
системы планетарной защиты
Эшелон долгосрочного реагирования
(виртуальный)
Законодательная база
Региональный
центр «Восток»
Эшелон
оперативного
реагирования
«Восток»
Финансовая база
Региональный
центр «Запад»
Эшелон
оперативного
реагирования
«Запад»
Международный
центр планетарной защиты
Разработчики
95
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017