Во время одного из последних
приездов И. П. Волка (2015 г.)
в Башкирию, в Международную
аэрокосмическую школу
имени космонавта-испытателя
У. Н. Султанова
134
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
– В отряд будущих космонав-
тов «Бурана» под руководством
Игоря Волка меня зачислили
в 1983 году. Много летал со всей
первой четверкой – Игорем
Волком, Анатолием Левченко,
Римантасом Станкявичюсом,
Александром Щукиным. Ри-
мантас рассказал, что после
отбора в отряд командира им
не назначали, Волка они вы-
брали сами. Потому что «Бу-
ран» ведь садится без двигате-
лей, а Игорь Петрович в этом
деле один из лучших.
Он мне рассказывал, как на-
чалась история его бездвига-
тельных посадок. Много лет
назад пришлось в сложных ме-
теоусловиях заходить на посад-
ку бездвигательным способом
по крутой глиссаде из-за очень
малого остатка топлива, при
этом садиться сходу, так как
при уходе на второй круг само-
лет был бы потерян. Конечно,
получил «в дыню», но потом
такие тренировки стал прово-
дить уже намерено.
Есть такая, может, не самая
опасная, но очень серьезная
штука – штопор. Она требует
регулярной тренировки, про-
странственной ориентировки
и психологической подготовки.
Современный истребитель во-
гнать вштопор трудно, но в воз-
духе всякое бывает. Унас сейчас
основной боевой самолет Су-27 –
именно Волк отработал на нем
все виды штопора и методы
выхода из него. Кстати, знаме-
нитая «кобра» родилась как раз
в ходе этих его испытаний.
В последние 10 лет мы с Вол-
ком стали чаще общаться.
У него стали проявляться про-
блемы со здоровьем. В 2010 году
было создано Башкирское регио-
нальное отделение федерации
космонавтики России, в кото-
рое был включен и я. Мы сра-
зу начали искать возможность
ему помочь. Игорь Петрович
приезжал в Башкирию, но – та-
ков уж характер – не только для
лечения. Он активно встречал-
ся с людьми, в первую очередь
с детьми. Яхранюснимок одной
из последних таких встреч в дет-
ской аэрокосмическойшколе.
Урал Назибович СУЛТАНОВ
Заслуженный летчик-испытатель РФ,
космонавт-испытатель
Волка командиром
«бурановский» отряд выбрал сам
135
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
– Игоря Петровича называют
королем бездвигательных по-
садок. В принципе, вся первая
«бурановская четверка», кото-
рой он командовал – Станкяви-
чус, Левченко, Кононенко, Щу-
кин, – владела этим искусством
в совершенстве.
У них и задача-то стояла – ото-
брать с помощью этого метода
из всего набора летательных
аппаратов, какие только были
в СССР, те, которые по своим
аэродинамическим
качествам
были как-то подобны «Бурану».
Это значило не в справочниках
рыться, а испытания проводить.
Они перебрали вообще все, даже
на Ту-144 летали. В результате
определили, что из легких само-
летов наиболее близок «Бурану»
МиГ-25, а из тяжелых – Ту-154.
«Буран» потребовал от Волка
оченьмногого не только как от лет-
чика и руководителя, но и как
от гражданина. Ведь он изменил
идеологию этого корабля! Это
была борьба, даже война. Он свою
четверку так зарядил, что они все
ходили по кабинетам, доказывая
свою общую позицию.
Поначалу считалось, что ника-
кихлетчиковкосмическому «Бура-
ну» не надо, что там будут сидеть
инженеры, заниматься делами,
а летать можно и в автомате. Руч-
ное управление появилось после
того, как Волк всех убедил в его
необходимости, ссылаясь на то,
что американцы все это имеют,
несмотря на свой технический
прогресс.
Он убеждал, что на всей терри-
тории страны в соответствии с бу-
дущими орбитами нужно создать
целую сеть аэродромов, которые
были бы пригодны для посадки
«Бурана»: ведь американцы до-
оборудовали аэродромы для свое-
го «Шаттла», и не только на своей
территории.
Много времени и сил у него
на это ушло. Бесконечные со-
вещания, скандалы – только он
со своим характером мог выдер-
жать такое. Человек был не про-
сто одержим идеей, у него было
настоящее глубокое понимание
проблем, связанных с военной
многоразовой космонавтикой.
Владимир Константинович ШПАК
Заслуженный штурман-испытатель РФ
«Как у „Бурана“ появилось ручное управление»