4
позиЦия пВР
ВожаТый
ЧЕлоВЕЧЕСКиХ дУШ
– Начало нового учебного
года вы встречаете, можно ска-
зать, на боевом посту – в детском
лагере…
– Да, я отработала три смены
вожатой в подмосковном лаге
ре активного отдыха «Контакт».
Моими подопечными были маль
чишки и девчонки от 13 до 17 лет,
всего 37 человек. Это уже мое
второе лето в качестве вожатой.
Годом раньше я работала в лаге
ре, где моими подопечными были
дети шестисеми лет.
– С кем интереснее: со стар-
шими или младшими?
– Интересно с обеими возраст
ными группами, но поразному.
Малыши удивляют своей довер
чивостью, фантазерством, а стар
шие – взрослостью рассуждений
и творческой развитостью, я бы
даже сказала, многогранностью
кроющихся в них талантов. Они
умеют и петь, и ставить танцы,
и играть на разных музыкальных
инструментах, и сочинять сцена
рии. А еще очень умные и любоз
нательные…
– Ваш отряд, наверное, состо-
ял из детей, представляющих, как
сейчас принято называть, элиту
страны?
–Почему как умные – так сразу
дети элиты?! Мой отряд, напри
мер, в полной мере отражал
весь социальный срез нашей
страны. Да, в большинстве
своем были дети из средних
слоев населения, может быть,
чуть выше среднего – путевка
в лагерь стоит недешево: 40
тысяч за одну смену. Но не
мало и тех, кому эти путевки
достались за четыре тысячи
рублей. Это дети из непол
ных, социально неблагопо
лучных или многодетных семей.
И там не было такого, чтобы
обеспеченные дружили с обеспе
ченными, элитные, как вы говори
те, – с элитными, а обездоленные
чувствовали себя изгоями. Как
ни странно, в отношениях между
детьми эта разница почти не чув
ствовалась. Они сдружились не по
социальному или имущественно
му положению, а по интересам и
увлечениям. И в отряде, при всем
многообразии детских характеров
его составляющим, возникла теп
лая творческая атмосфера.
– Может быть, в этом заслуга
скорее вожатой, которая гото-
вится стать профессиональным
психологом и уже знает секреты
доступа к человеческим душам?
– Мне бы хотелось с этим со
гласиться, но главный секрет все
же в том, что они пока руковод
ствуются другими ценностями,
другими мотивами, и это радует.
Для них сейчас самый главный
вопрос – вопрос самоопределе
ния. Ребята активно пытаются по
нять, что им делать по жизни, кем
стать? Они пребывают в возрасте
активного постижения приемов
адаптации, тайн выживания в
окружающем социуме, чему бла
готворно способствует детский
коллектив.
ЗаПроС на ПЕрЕмЕны…
– А насколько они политизи-
рованы? В СМИ сейчас активно
обсуждают этот вопрос после
прошедших под началом Наваль-
ного митингов и акций протеста
с участием юных россиян? Даже
появился термин – «политичес-
кая педофилия»…
– Почемуто в России так:
если школьники, скажем, стар
шеклассники участвуют в меро
приятиях оппозиции, то это резко
осуждается и всякими громкими
терминами сопровождается, а
если на стороне власти, то горя
чо приветствуется. Чиновники и
политики должны задуматься над
этим и понять: именно такое дву
личие в оценках политической и
общественной жизни страны раз
дражает многих россиян. И впол
не закономерно, что запрос обще
ства на стабильность в России, как
свидетельствует недавний опрос
ВЦИОМа, сменился запросом
на перемены. Руководитель цент
ра Валерий Федоров, говоря об
этом на августовском всероссий
ском молодежном форуме «Тер
ритория смыслов…», отметил:
экономический кризис в России
закончился, но не наступил ши
рокомасштабный экономический
подъем. Такая фаза, по его словам,
является «опасной», так как появ
ляются «революционные настрое
ния», а «люди перестают терпеть и
начинают требовать».
Однако вернемся к вашему
вопросу. В большинстве своем
ребята переходного возраста ин
тересуются тем, что происходит в
стране, в мире. Конечно же, видят
некоторые проблемы и знают их
не понаслышке. Особенно живо
обсуждают события, которые за
трагивают вопросы справедли
вости, спорят о том, как можно
изменить ситуацию. Например,
они понимают, что многодетным
семьям живется тяжело, и пред
лагают увеличить помощь. Они
хорошо осведомлены о том хаосе,
что творится в стране с пенсиями,
и уверены: их дедушки и бабушки
должны получать более достой
ную пенсию. Много говорят о
коррупции, усматривая в ней одну
из главных причин того, почему
народ бедствует.
– Есть ли у них какие-то по-
литические предпочтения, ска-
жем, между тусовкой во главе с
Навальным и партией «Единая
Россия»?
– Да, на самом деле было
много ребят, которые говорили о
том, что смотрят на ютубе видео
с Навальным и это им интересно.
Однако в таком возрасте нелег
ко категорично сделать выбор в
одну сторону. Сейчас они пси
хологически готовы попасть под
влияние очень многих людей и,
разумеется, политических сил,
которые кроются за ними. Если
ктото из политиков, например,
выступит с убедительной речью,
если родители както его одоб
рят, поддержат, то дети проявят
интерес к такому политику, но не
более того. Не думаю, что у них
сейчас может сразу четко сфор
мироваться представление о том,
к какой партии или политичес
кой организации они тяготеют, к
какому политику готовы при
мкнуть. Дети в переходном
возрасте подвержены эмо
циональному воздействию и
нередко попадают под вли
яние того, кто больше нра
вится, не вникая в суть его
действий. Выбор, сделанный
в эмоциональном порыве,
часто заканчивается горьким
разочарованием и последую
щей политической апатией.
– Можно ли заранее проти-
востоять такому негативному
воздействию на детские умы?
– Накануне нынешнего учеб
ного года прозвучало немало, на
мой взгляд, вполне приемлемых
и разумных предложений. На
пример, о возвращении политин
формации в школьную програм
му обучения. Или более расши
ренное изучение такого раздела,
как «Гражданское общество» в
учебном курсе по обществозна
нию. Интересное предложение
по организации профессиональ
но ориентированной работы с
интернетзависимыми детьми,
а таковых, по социологическим
исследованиям, до 40 процентов.
Эта ситуация настораживает, что
такие дети могут не только пойти
в порыве эмоций на экстремист
ские акции безответственных
политиков, но и утерять навыки
адекватного общения с окружаю
щими людьми, родственниками.
– В этом плане, наверное,
может оказать полезное воздей-
ствие на детей решение о препо-
давании психологии в школе, о
чем заявила на недавней пресс-
конференции глава Минобрна-
уки РФ Ольга Васильева.
– Да, действительно с 2020
года в школьную программу пла
нируется ввести преподавание
детской и подростковой психо
логии. Предполагается, что она
будет изучаться в рамках ОБЖ
по 20 часов ежегодно с 3го по
11й класс. Соответствующие
учебники и программы, как со
общила министр, уже готовят
ся. Детям необходимо не только
знать, но и понимать все то, что
с ними происходит, с чем сталки
ваются, что испытывают по мере
своего взросления. Например, о
том, что первая любовь нередко
бывает несчастной, что рожать
в 13–14 лет нельзя. По исследо
ваниям Научного центра имени
В. П. Сербского, сегодня у 40
процентов учеников отмечает
ся школьная дезадаптация, у 70
процентов – пограничные психи
ческие расстройства. Школьный
курс психологии, безусловно, по
может детям в их социализации.
– Вы, наверное, готовитесь
стать детским психологом?
– Работа в детских летних
лагерях, безусловно, дала мне
возможность приобрести про
фессиональные навыки, укрепить
свои знания на практике, помог
ла моему становлению как психо
лога. Однако моя специализация
– клиническая психология, а если
точнее – экстремальная, пред
полагает работу в чрезвычайных
ситуациях, когда происходят
землетрясения, техногенные ка
тастрофы, возникают пожары, в
результате чего рушатся здания.
Этим, как правило, занимается
отдел экстренного реагирования
МЧС России.
– Приходилось уже бывать в
экстремальных ситуациях?
– Пока нет, но я работала во
лонтером и в больнице, и в морге,
и в ветеринарной клинике, где
видела и кровь, и изуродованных
людей, ставших жертвами раз
личных обстоятельств. Так что
экстрима не боюсь…
КоСмиЧЕСКий
ФаКУлЬТЕТ
– Самое время спросить вас о
том, с каким настроением, с ка-
кими помыслами вы начинаете
свой студенческий учебный год?
– Преисполнена готовнос
ти много работать, вгрызаясь в
гранит знаний. Уже 4й курс, ка
кието фундаментальные знания
присутствуют, пришло время за
ниматься своей специализацией.
– В СМИ много говорят о
необходимости перемен в сту-
денческом образовании, в сту-
денческом образе жизни. Что
можете сказать по этому по-
воду?
– Перемены к лучшему – это
всегда хорошо. Тем более что в
студенческой жизни проблем в
избытке – это и общежития, и
питание, и стипендии, и уста
ревание некоторых дисциплин,
присутствующих в курсе обуче
ния. Например, в этом году по
настоянию студентов у нас сняли
такой предмет, как методология
образования. Он велся на протя
жении многих лет и абсолютно
утратил свою актуальность. То
же самое можно сказать о не
которых «школах психологии»,
которые в нашем университете
трактуются подробно, но явно
устарели.
В нынешний век информаци
онных технологий, которые яв
ляются мощным инструментом
тиражирования и воспроизводс
тва знаний, меняются парадигма
обучения, сама система образова
ния. Современному специалисту
важно не только обладать знания
ми, но и знать, как их заполучить
в нужном объеме, владеть спо
собностью к профессиональным
действиям в условиях социальной
неустойчивости, непрерывных об
щественных и техногенных транс
формаций. Необходимость новых
подходов в системе образования
России потихоньку осознается, и
некоторые вузы постепенно пре
образуются в новую образователь
ную структуру.
– Порадовал ли вас каки-
ми-то нововведениями родной
МГУ?
– Мне как выходцу из семьи,
имеющей прямое отношение
к освоению космоса, очень
приятно говорить о создании
в университете космического
факультета. В МГУ впервые
прошел набор на новый косми
ческий факультет – 30 человек
в магистратуру на четыре про
граммы. Одна из них нацелена
на изучение поведения живых
организмов в космосе и соз
дание условий для имитации
таких процессов на Земле. Вто
рая связана с исследованием в
области физики высоких энер
гий, транзиентных излучений,
радиационных поясов. Третья
программа способствует качест
венной подготовке управленцев
для космической отрасли. Чет
вертое направление – обработка
космической информации. Рос
сия своих лидирующих позиций
в освоении космоса не уступит.
беседовал Павел аноХин
Екатерина
САРКИСОВА:
«ЭКСТРИМА
НЕ БОЮСЬ»
РОССИЯ
РОССИЯ
Двуличие в оценках
политической и общественной
жизни страны раздражает
многих россиян
запрос общества
на стабильность
в России сменился
запросом
на перемены
Своим видением проблем и предстоящих перемен в школьной
и студенческой жизни в интервью для «России» поделилась студент-
ка 4-го курса факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова
Екатерина САРКИСОВА.
алЬма-маТЕр
27 августа– 2 сентября 2017