Общественно-политический еженедельник «Россия». №6 (993) 27 августа - 2 сентября 2017 года - page 3

3
оБРазоВаНие
александра СЕлЕЗнЕВа
для наЧала нЕмного
СТаТиСТиКи
Численность школ в Рос-
сии, по данным Росстата, вы-
глядит следующим образом:
1991 год – 69 700, 2000 год
– 68 100, 2015 год – 44 100,
2016 год – 42 600. Количество
общеобразовательных орга-
низаций, как видим, постоян-
но снижается и в основном за
счет сельских школ. Процесс
их закрытия начался несколь-
ко лет назад по инициативе
Министерства образования и
науки РФ. Там решили: если
школа «малокомплектная», то
и нечего тратить деньги на ее
содержание.
Государственная дума на
пленарном заседании 8 фев-
раля этого года отклонила
сразу три законопроекта, обя-
зывающие местные власти
согласовывать решения о лик-
видации сельских школ и дет-
ских садов с жителями. Один
из них внес первый замести-
тель председателя Комитета
Госдумы по образованию и
науке
Олег Смолин
(КПРФ),
два других – Законодательные
собрания Карелии и Амурской
области. «Мы предлагаем,
– заявил автор законопроек-
та, – запретить ликвидацию
сельских школ и детсадов
без согласия схода граждан.
И призываем региональные
власти восстановить школы,
закрытые после 1 января 2015
года. С 1990-го у нас в стране
было ликвидировано почти
25 тысяч школ, в основном за
последние годы. 55 тысяч сел
остались без школ и детсадов,
26 тысяч пока их имеют, но под
угрозой закрытия».
«Сегодня в неперспектив-
ных деревнях настало время
реформирования
средних
общеобразовательных учреж-
дений, а фактически их ликви-
дации. В крупных населенных
пунктах за 200–300 километ-
ров создаются интернаты,
куда забирают школьников
из обезлюдевших деревень,
– подчеркнул депутат, пред-
ставляющий в федеральном
парламенте Дальний Вос-
ток,
Владимир Поздняков
(КПРФ). – Население Амурс-
кой области за последние 15
лет сократилось на 130 тысяч
человек. Впрочем, идет опус-
тошение всей Сибири и Даль-
него Востока. На освободив-
шиеся земли с вожделением
поглядывают соседи из-за
бугра».
Но все эти убедительные
слова никакого влияния на
окончательное решение пар-
тии власти – отклонить – не
возымели. А тем временем
Росстат сообщил: в России
сегодня насчитывается два
миллиона безграмотных лю-
дей. С чего бы это в стране,
еще недавно слывшей самой
читающей в мире? Не потому
ли, что школы закрываются?
Сборы В ШКолУ
Будем
надеяться,
что
школа, в которую пойдут дети
наших читателей, не закрыта.
И обсудим еще одну проб-
лему – сборы в школу. По
данным ВЦИОМа за прошлый
год, на экипировку ребенка к
1 сентября россияне в сред-
нем потратили 20 тысяч руб-
лей. Самыми существенными
оказались траты на школьную
форму, спортивный костюм и
сменную обувь. Второе место
в рейтинге расходов заняли
учебники и тетради. Сегодня
20 тысяч кажутся более чем
скромной суммой. Во-первых,
инфляция. Во-вторых, по от-
зывам родителей, дешевые
товары хотя и присутствуют в
магазине, но их качество, как
говорится, ниже плинтуса: бо-
тиночки разваливаются через
месяц, сарафан, юбка и брюки
приходят в негодность к концу
первой четверти, спортивная
форма держится примерно
полгода.
Недавно СМИ сообщили,
что треть школьной формы
оказалась
фальсификатом.
Об этом, в частности, напи-
сала «Российская газета».
Роскачество проверило об-
разцы формы для девочек и
обнаружило несоответствие
фактического состава изде-
лия заявленному на марки-
ровке. Кроме того, ведомство
проверило прочность ткани,
способность
образовывать
катышки, мяться, изменять
размеры после стирки. Конеч-
но, можно радоваться тому,
что две трети одежды вполне
нормальны. Но вдруг именно
вашему ребенку попадется
фальсификат?
ЗаложниКи ЕгЭ
Про подготовку к сдаче
Единого
государственного
экзамена разговор особый.
Цена одного занятия варьиру-
ется в зависимостиот предме-
та и числа учеников, но самый
минимум – 500 рублей в час.
Не хило? Зато, как утверждают
чиновники, теперь коррупции
в школах нет. Вместо нее те-
перь просто платные занятия
по подготовке к экзаменам.
Вузы бьют тревогу: ЕГЭ не
просто отучает детей думать,
оно их оглупляет. У нас сей-
час, по разным оценкам, от 25
до 45 процентов школьников
не обладают навыками функ-
ционального чтения. То есть
текст читают, но не понимают
написанного.
ЕГЭ – это тестовая фор-
ма, заимствованная на Запа-
де, где используется давно
и столь же давно, по словам
экспертов, себя изжила. ЕГЭ
заставляет учеников старших
классов вместо получения
знаний тренироваться решать
некие задания, нажимая кно-
почки «да» или «нет». Получа-
ется, что подготовка для сдачи
ЕГЭ и получение знаний – это
разные вещи. ЕГЭ не учит по-
искам разных способов найти
ответ. Тут нужно угадать всего
один способ, а вариативность,
разнообразие мнений по той
или иной теме не требуется
вообще. ЕГЭ приучает мыс-
лить шаблонно, отбивая жела-
ние искать что-то новое. ЕГЭ
не учитывает креативность и
творческие задатки даже са-
мого одаренного школьника.
К сожалению, убирать ЕГЭ не
собираются.
«Сразу хочу сказать, что
ЕГЭ отменяться не будет, – от-
метила министр образования
и науки РФ
Ольга Василье-
ва
в интервью «Российской
газете» в преддверии нового
учебного года. – Это мощный
социальный лифт, который
позволяет детям из Сибири,
Дальнего Востока поступать в
лучшие вузы страны. Посмот-
рите статистику: в московских
университетах примерно 65
процентов студентов – это ре-
бята из регионов и 35 – мос-
квичи. До ЕГЭ ситуация была
прямопротивоположной». Тем
не менее он, по ее словам, бу-
дет изменяться в сторону «ка-
чественного углубления».
Так или иначе, но против-
ники ЕГЭ отмечают первые
позитивные перемены, в чем
усматривают свой успех. В
2017 году тестовые задания
с одним ответом сняты в ис-
пытаниях по физике, химии и
биологии. Начинаются пре-
образования в экзаменах по
русскому языку и литературе.
«В пилотных регионах устный
экзамен по русскому языку в
9-м классе станет допуском к
аттестации, так же, как в 11-м
классе – выпускное сочинение
по литературе, – говорится
в заявлении Ольги Василье-
вой на официальном сайте. –
Когда пилотный проект будет
реализован, к такому экза-
мену сможет готовиться вся
страна». Новый формат гос-
экзамена по русскому языку
может ждать выпускников уже
в 2018 году. В перечень обя-
зательных будет также вклю-
чен экзамен по иностранному
языку: для девятиклассников
– в 2020 году, а для учеников
11-го класса – двумя годами
позже. И еще одно новшество:
с 2020 года все школы начнут
сдавать экзамен по истории.
аСТрономия, лаТынЬ,
ЗаКон божий
С 1 сентября в общеоб-
разовательные
заведения
триумфально
возвращает-
ся астрономия. В качестве
обязательного предмета она
включена в программу 10–
11-х классов с объемом не
менее 35 часов. К изучению
астрономии можно присту-
пать и с сентября, и с января
2018 года. Все зависит от воз-
можностей каждой конкрет-
ной школы и, конечно, от того,
как быстро она сможет найти
компетентного преподавате-
ля астрономии. С этой целью
учителя физики по всей стра-
не массово повышают свою
квалификацию уже сейчас.
Начнут учить школьников
и основам кибербезопаснос-
ти, а также бюджетной гра-
мотности. Кабинет министров
предложил ввести внеурочные
занятия по предприниматель-
ской деятельности. И обяза-
тельные для каждой школы
пять бесплатных кружков:
литературный, научно-техни-
ческий, спортивный, музы-
кальный и шахматы. Занятия
шахматами должны стать обя-
зательными, убеждена Ольга
Васильева: «Эта игра спо-
собствует развитию умствен-
ных способностей ребенка. У
школьников, которые играют
в шахматы, показатели успе-
ваемости на 35–40 процентов
выше».
Заведующий
кафедрой
древних языков историчес-
кого факультета МГУ, доктор
исторических
наук
Алек-
сандр Подосинов
предла-
гает сделать обязательным
изучение латыни: «Во-первых,
для детей это возможность
узнать что-то новое о миро-
вой культуре, «поговорить» с
великими людьми прошлого
– Цицероном, Сенекой, Це-
зарем на их языке... Во-вто-
рых, латынь поможет в изуче-
нии иностранных языков, что
сейчас особенно актуально.
В-третьих, латынь – это ве-
ликолепная гимнастика для
ума». А президент Российской
академии образования, про-
фессор
Людмила Вербиц-
кая
на презентации первого
тома «Большого словаря цер-
ковнославянского языка Но-
вого времени» в храме Христа
Спасителя призвала включить
в школьную программу уроков
церковнославянский
язык.
Она полагает, что ее предло-
жение «очень интересное»
уже хотя бы потому, что в сов-
ременный русский язык пере-
кочевали многие слова этого
«совершенно особого языка».
Конечно, латынь и церков-
нославянский язык в список
обязательных предметов в
ближайшее время вряд ли по-
падут, чего не скажешь о За-
коне Божием. Его появление
вполне возможно.
Напомним, сейчас в шко-
лах есть курс по «Основам
религиозной культуры и свет-
ской этики» (ОРКСЭ). Он был
введен во всех общеобразо-
вательных школах России 1
сентября 2012 года. Курс изу-
чается в течение всего 4-го
класса из расчета один час
в неделю и состоит из шести
модулей: основы правосла-
вия, ислама, иудаизма, буд-
дизма, мировых религиозных
культур и светской этики. При
этом Русская православная
церковь все чаще выступает
с инициативой расширения
курса ОРКСЭ, в чем особо
усердствует Патриарх Мос-
ковский и всея Руси Кирилл. В
министерстве вопрос «изуча-
ется» и вполне вероятно, что
будет решен положительно
для РПЦ, учитывая ее возрос-
шую активность в стране. Как
считает глава Минобрнауки
Ольга Васильева, курс несет
в себе «культурологический
аспект», поэтому его пре-
подавание не противоречит
«светскому характеру Рос-
сийского государства».
УСлУги ВмЕСТо
ВоСПиТания
Половина россиян, по
данным Левада-центра, не
уверены, что их дети и вну-
ки смогут получить хорошее
образование. Ведь один из
главных тезисов реформы об-
разования состоит в том, что
школа должна зарабатывать,
как поликлиники и больницы,
дома культуры и библиотеки.
Именно поэтому в Законе об
образовании написано: шко-
ла оказывает услуги. Покупа-
тели этих услуг – ученики и
их родители. А ведь раньше
школа воспитывала… Сегодня
можно утверждать, что в Рос-
сии существуют две системы
школ: для обычных граждан
и для богатых. Для богатых –
элитные гимназии и лицеи,
где обучение в среднем обхо-
дится в 80 тысяч рублей в ме-
сяц. Много это или мало, если
средняя зарплата в России –
35 тысяч?
Школы же для родителей
со средним окладом – это
относительно «бесплатные»
общеобразовательные
ор-
ганизации, которые еле-еле
сводят концы с концами, веч-
но озабоченные нехваткой
денег на ремонт школьного
имущества, часто располо-
женного в ветхих зданиях.
Это особенно характерно для
сельской местности.
Еще две цифры: раз-
витые европейские страны
тратят на образование 6–7
процентов своего ВВП, Рос-
сия – 3,7. Чувствуете разни-
цу?! Хочется верить: власть
имущие все-таки поймут, что
без хорошего образования
для России уготована роль
третьеразрядной
страны,
подчиненной национальным
интересам более продви-
нутых государств. Со все-
ми вытекающими из этого
последствиями и для тех,
кто пребывает на властном
олимпе родного Отечества.
Когда-то Джон Кеннеди ска-
зал: «Космос мы проиграли
русским за школьной пар-
той. Мы проиграли советс-
кому учителю». Интересно,
что бы он сказал, постигнув
суть нынешней российской
школы?!
ЗнаниЕ – Сила
Радости и огорчения
нового учебного года
РОССИЯ
сМета РасХоДоВ В 2017 ГоДУ (тыс. руб.)
5–8
(ранец
с наполнением)
4–6
(сменная обувь,
одежда для
физкультуры)
2–3
(рабочие тетради)
1–2
(цветы
учителю)
3–5
(классные
нужды)
10–13
(школьная форма)
25–37
Коллаж Юлия Нежинского
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook