– Это не конвейер, – объясняет монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Сергей Скрипицын. – Операции разные, работа разнообразная и для рук, и для головы, не нудная. Занимает все мысли. За годы своего существования завод выпускал очень большой ассортимент. Благодаря этому я освоил, наверное, более сотни приборов.
Сергей Вячеславович на Малоярославецком приборном заводе с 1988 года. В Малоярославце родился, здесь и живёт. Окончил училище радиоэлектроники в Обнинске, потом сразу пришёл на завод. Практику во время учёбы тоже здесь проходил, другого места работы и не предполагалось.
Сейчас он радиомонтажник пятого разряда. В своё время, говорит, ему предлагали поработать на конвейере с перспективами и зарплатой повыше, звали в LG, Samsung – отказался.
– Работа моя мне нравится. Нравится и всё. Интересно. Это сейчас модно карьеру делать. Раньше об этом даже не думали особо. Работаешь себе и работаешь. Хорошая у меня профессия, нужная – что раньше, то и сейчас. Вся радиоэлектроника на ней держится, – с достоинством заключает Сергей Скрипицын.
Пока разговаривали, кстати, ни на миг не оторвался от дела.
Участок сборки весь состоит из ветеранов: Николай Бурмистров, регулировщик аппаратуры, 43 года работает на Малоярославецком приборном заводе, Сергей Скрипицын, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, работает на заводе с 1988 года, Виктор Юшин, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, на заводе с 1975 года, Юрий Лёвин, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, на заводе с 1978 года
Идём дальше – в шумный, пропахший горячим металлом цех. Здесь смена тоже в разгаре. Нам показывают как достопримечательность швейцарский координатно-расточной станок и знакомят с токарем-расточником Юрием Валентиновичем Бурлаковым, уверяющим, что его станок может всё. Тот случай, когда оборудование обретает душу, когда в нём кто-то видит не груду скрипящего железа, а партнёра, даже друга, с которым многое прошёл (20 лет вместе!), многому научился.
– Я кое-что умею благодаря ему. Можно сказать, за счёт него живу, – скромно презентует свой станок Юрий Валентинович. – Это редкий сложный станок, универсал в своём деле. Если на обычном токарном можно только круглые детали точить, то на этом – любой формы и под любыми углами. В общем, сделать на нём можно всё что угодно – всё, что подойдёт по габаритам.
Юрий Валентинович в своё время учился на токаря, на расточника переучивался уже на производстве. Профессия эта сейчас очень редкая. Токарей-расточников на свете единицы, без преувеличения. Особенно тех, кто умеет работать на станках с ручной настройкой, не ЧПУ. Так что если вы такой специалист, как Бурлаков из АО «МПЗ», работу вам, пожалуй, долго искать не придётся.
Директор предприятия Сергей Мелешкин своими кадрами гордится, каждого сотрудника хорошо знает лично, благо предприятие небольшое. И с принципом действия всего имеющегося оборудования тоже хорошо знаком.
– Таких специалистов, как Юрий Валентинович, в последнее время вообще почти не стало, – сетует он. – Вот он уйдёт – не знаю, кем его заменить. Молодёжь не идёт на такие станки – не заставишь. А с автоматикой можно делать далеко не всё, и не у всех получается.
Наш координатно-расточный станок обладает очень высокой точностью, и на нём нет никакой автоматики. Это Hydroptik, у него очень точные приводы, до сотых долей миллиметра, и оптическая система наведения. Всё делается глазами и руками.
Я знаю, как работают дорогущие современные ЧПУ. Произошёл какой-нибудь сбой в программе, рабочий позвонил в техотдел, сидит и ждёт, пока придут и настроят. Иногда целый день ждёт: рабочие часы идут, работа стоит.
На опытном производстве, где делают разнообразные опытные детали, сажать огромный отдел, чтобы разрабатывать программу для станка, а потом выточить две-три детали, смысла нет. Так вот, один человек – конкретно Юрий Валентинович Бурлаков – заменяет у нас весь этот отдел. Кстати, он может работать практически на любом станке, и мы считаем его виртуозом в точных работах.
Особенность коллектива АО «МПЗ» в том, что не только директор любит и хвалит сотрудников, но и сотрудники любят и хвалят директора. Причём искренне, по-родственному. Неудивительно.
Сергей Мелешкин оказался на заводе сразу после окончания высшего технического училища им. Н. Э. Баумана – устроился сначала инженером-технологом в инструментальный цех, потом начальником этого самого цеха, потом побыл заместителем технического директора и, наконец, в 2011 году возглавил завод, которому отдал большую часть жизни, как и все люди, работающие здесь. Так что в этом году не только у завода круглая дата – 50 лет. У гендиректора тоже юбилей, личный – десять лет как занимает пост руководителя АО «МПЗ».
Свою преданность предприятию Мелешкин объясняет так: «Может быть, где-то и лучше, чем здесь, и платят больше, и возможности для карьеры шире, но когда ты уже понимаешь, чем обязан заводу, и осознаёшь, что ещё можешь сделать для него, уходить никуда не хочется».
Специалисты из механического цеха и участка сборки говорят про свой стаж на МПЗ просто: «Летать с места на место не привыкли». Может, это не модно звучит, не современно, но на Малорояславецком приборном заводе за модой особо не гонятся. Но это не значит, что молодёжи здесь некомфортно. Напротив, здесь сложился тот особый микроклимат, в котором можно отдохнуть душой и легко научиться чему-то очень важному – например, редкой востребованной профессии.