«Меня сманили»
– Я пришёл на предприятие в августе 1977 года, – рассказывает Пётр Васильевич. – До этого работал в Волгограде, где участвовал в важных процессах: в 1975-1976 годах мы настраивали завод по производству пьезоэлементов («Аврора»), купленный в Японии, и обучали специалистов из Волгограда, Витебска, Зеленограда работе на новом оборудовании. На «Авроре» часто бывал тогдашний директор нашего предприятия П. Е. Мотин, он и «сманил» меня на работу в Зеленоград.
В надежде на возрождение отечественной промышленности
К выбору профессии я подошёл сознательно. В Ростовском университете радиофизики была специализация «пьезокерамика». В 1960-х годах на это направление смотрели как на что-то новое и необычное. Молодёжи, в том числе и мне, было интересно.
В университете у меня были хорошие преподаватели, мы занимались тогда в основном титанатом бария. По этой специальности я и закончил в 1966 году Ростовский университет. Затем около 10-ти лет работал на Витебском заводе радиодеталей в небольшом отделе, занимавшемся пьезокерамикой.
К своим успехам могу отнести разработки новых материалов сначала на основе титаната бария, затем – серьёзные разработки материалов для акустических антенн (СТВС-3). Большие объёмы работ, сжатые сроки – тем приятнее радость от успеха.
Сейчас существуют хорошие новые материалы низкотемпературной керамики, но я в дополнение дорабатываю материал средней сегнетожёсткости для инжекторов и т. д. в надежде на возрождение нашей промышленности.
«Столько лет на предприятии меня удерживает интерес к работе, разработка новых материалов, изучение свойств составляющих их компонентов. Своё отношение к работе могу выразить так: любовь, добросовестность, самоотверженность, неуспокоенность. Считаю, что за своё дело нужно болеть»Пётр Васильевич Мирошников
Тогда и сейчас
В советское время на предприятиях была довольно нервная обстановка, партийная система, жёсткие сроки, большие коллективы, суета. Много усердия направлялось на бестолковые в общем-то вещи. Например, следили за временем, чтобы сотрудники не опаздывали на работу с обеда.
Сейчас народу слишком мало – это, пожалуй, главный недостаток нынешней производственной системы. Например, раньше была специальная лаборатория по пастам металлизации, а теперь её нет.
Универсальность работников снижает качество навыков. Металлизация – ручная операция. Раньше были специально выделенные рабочие для металлизации, а сейчас рабочий выполняет несколько операций, а качество ухудшается.
Когда работать сложно
Самое сложное в нашей работе – это процесс перемещения оборудования из одного помещения в другое. Пока перевезём, потом долгая наладка и настройка его, адаптация к новым условиям. Получается потеря времени и настроя. А ещё сегодня в стране нет достаточного уважения и внимания к науке в моральном и материальном плане, и это не вдохновляет. Научные исследования нужно продвигать, а не закрывать.
Об учениках
Учеников за 40 лет у меня было достаточно. И ребята хорошие, и талантливые девушки. Некоторые работают на предприятии и сейчас. Например, Ольга Ходько – ныне ведущий технолог тех. бюро в НПК-3.
К сожалению, молодёжь неохотно идёт на производство. Всем хочется сидеть за компьютером. Поэтому мы очень дорожим нашими молодыми кадрами. С удовольствием консультирую по разных рабочим вопросам всех, кто обращается.
Новичкам могу посоветовать изучать область, в которой начинаешь трудиться, изучать глубже и настойчивее, учиться постоянно, по крупицам собирать знания от разных специалистов.