Рабочее место Николая Бурмистрова одновременно напоминает и мастерскую, где только сам мастер знает, где у него что лежит и что для чего предназначено, и медицинский кабинет – много здесь различных приборов: и физиотерапевтических, приехавших на ремонт, и измерительных, помогающих в работе. Николай Михайлович столько лет работает с медтехникой, что сам стал похож на доктора. Ещё и этот чистый белый халат… Если бы не тельняшка под ним и не рабочие руки, иллюзия была бы полной.
Вообще-то он и есть скорая помощь для аппаратов УЗТ, «Электросон», «Тонус», которые сейчас выпускаются только на Малоярославецком приборном заводе. И ремонтируют их тоже здесь, от своей ответственности не отказываются, даже если прибор гарантийный срок давно изжил. На самом деле, этим аппаратам, как говорится, сносу нет, работают и по 20, и по 30 лет: очень надёжные технологии. Неисправность устранена грамотными руками – и прибор снова на своём месте, в кабинете физиотерапии – лечит.
– Действие аппаратов основано на токах Бернара, – говорит мастер. – Ими как лечили, так и ещё долго будут лечить. Лучшего аналога физиотерапевтического действия до сих пор не придумали.
Гладя на точные движения Бурмистрова, не удалось удержаться от констатации факта:
– У вас умные руки!
– Да какие умные! – удивился он. – Самые обычные руки.
И верно: дело тут не только в руках. 50 лет назад, начиная свою карьеру, молодой учитель физики Николай Бурмистров и подумать не мог, где со временем найдёт применение своей специальности. Поначалу работал в сельских школах.
– А потом сельское хозяйство начали разваливать, – говорит он. – Вы думаете, это в 90-х было? Нет, ещё в 70-80-е это началось, как раз тогда люди и побежали в города. Меня гоняли туда-сюда, из школы в школу. Ну и, как говорится, все побежали – и я побежал… на завод. В Малоярославце у меня родственники, были и есть. И с заводом я сроднился.
Здесь выпускался огромный ассортимент, делали очень серьёзную радиоаппаратуру для военных. В кризисные годы развала страны и оборонки за что только ни брались – даже автоматы для продажи газет изготавливали, билетные автоматы, примерно тогда же и медицинскую технику стали выпускать.
Радиоэлектроника – это ведь та же физика, на физических принципах основана, поэтому мои знания тут всегда были востребованы. А главное, рутины нет, всегда что-то новое. Приборы на ремонт присылают, иногда такие неисправности выискиваются – мама, не горюй! Сорок лет ремонтом и регулировкой занимаюсь, а чтобы понять, откуда такая поломка взялась, приходится всё заново начинать. Это как с Библией или с любой хорошей книгой – можно и десять, и двадцать, и сто раз прочитать, и всякий раз находишь для себя что-то новое. Поэтому здесь и работаю. Это молодёжь держат зарплата и реализация амбиций. А человеку в моём возрасте нужно общение и пища для ума. Всё это у меня есть.
Никто лучше не оценит и не расскажет про работника, чем генеральный директор, который сам на этом заводе и с этими людьми со студенческой скамьи. Вот и говорит Сергей Мелешкин: «Да, незаменимых людей нет, но есть люди, которых нельзя заменить».
– Николай Михайлович Бурмистров очень сведущий человек в своей области. Ему уже давно не надо ничего объяснять, ему не нужен отдел технических специалистов, который будет выдавать информацию по его запросу, чтобы провести ремонт или регулировку, ему не нужно листать справочники – вся информация уже есть у него в голове. Бывает, звонят по поводу неисправности откуда-нибудь с Дальнего Востока. Доставить прибор оттуда сюда стоит примерно столько же, сколько купить новый. Я зову Бурмистрова, и он из моего кабинета начинает объяснять, что открыть и что заменить. При этом не медики, конечно, звонят – технари из ремонтных подразделений. Вот такой получается ремонт «на удалёнке».
Бурмистров – это стержень, вокруг которого нанизываются компетенции и умения нашего предприятия. Главный наш капитал – технологии, методики, люди.
Участок сборки весь состоит из ветеранов: Николай Бурмистров, регулировщик аппаратуры, 43 года работает на Малоярославецком приборном заводе, Сергей Скрипицын, радиомонтажник, работает на заводе с 1988 года, Виктор Юшин, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, на заводе с 1975 года, Юрий Лёвин, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, на заводе с 1978 года