Генеральный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев выступил с докладом на прошедшем в Москве заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-техническому сотрудничеству при Совете Федерации Федерального Собрания России.
Среди участников ставшего традиционным заседания были представители федеральных Министерств обороны, промышленности и торговли, экономического развития, финансов, антимонопольной службы, Центрального банка РФ, госкорпораций, предприятий ОПК, научных и общественных организаций.
«Приоритетные направления развития ОПК РФ – нормативно-правовое регулирование» – тема для оборонщиков в современных условиях важная и актуальная.
– Заканчивается работа по формированию Госпрограммы вооружения (ГПВ) на 2018–2025 годы, которая утвердит качественные и количественные параметры вооружения и военной техники. Это предъявляет и требования к предприятиям ОПК, способны ли они, с сегодняшними технологическими укладами, выполнить те задачи, которые будут поставлены Президентом РФ, – отметил председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Новая ГПВ, которую Президент утвердит в конце текущего года, уже прошла многократное предварительное изучение и обсуждение на многих площадках, и сейчас можно сделать определённые прогнозы. Как отметил заместитель председателя Совета, заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарёв, ОПК будет существенно и серьёзно загружен задачами разработки, создания и поставки новых вооружений и военной техники до 2025 года.
Но в то же время была обозначена и предстоящая диверсификация производства. По инициативе заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина принято решение о создании отдельной госпрограммы развития гражданского производства. В послании ФС Президент определил конкретные контрольные цифры: ОПК в структуре объёма выпуска товарной продукции к 2020 году должен выйти по производству гражданской продукции на 17 %, к 2025-му – на 30 %, 2030-му – на 50 %.
Заместитель начальника Главного управления вооружения Министерства обороны РФ Борис Наконечный проинформировал об основных вопросах взаимодействия госзаказчика с предприятиями-исполнителями ГОЗ в текущей ситуации и в перспективе. Доля современных образцов техники в Вооружённых силах РФ должна составить не менее 70 %. Сегодня ГПВ формирует запрос к ОПК не просто на наукоёмкую оборонную продукцию, но и на продукцию, в которой реализованы новейшие достижения науки и техники, с качественно новыми свойствами.
Также Борис Михайлович отметил важность госрегулирования ценообразования в сфере ОПК. Над этим вопросом уже два года работает ФАС – подготовлен документ, объединяющий и систематизирующий действующие сейчас акты правительства в этой сфере.
– Суть документа состоит в том, чтобы создать механизмы мотивации снижения затрат для предприятий ОПК. При этом гарантировать сохранение всей достигнутой экономии в ходе модернизационных процессов предприятиям промышленности, – отметил заместитель руководителя ФАС Максим Овчинников.
Но для большинства предприятий ОПК по-прежнему остро стоит вопрос эффективной работы в условиях действующего ФЗ-275. Трудности, с которыми сталкиваются исполнители ГОЗа, выявили специалисты Научно-исследовательского института судостроительной промышленности «Центр» в ходе опроса 700 предприятий. Среди проблем – невозможность получения прибыли при поэтапном выполнении заказа, возмещения компенсации расходов собственных средств, направленных на формирование запасов продукции, сырья и материалов, длительные сроки согласования условий оформления контрактов.
Продолжил эту тему председатель комитета по экономике и промышленности ЗС НО, генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Олег Лавричев. От лица производственников Нижегородского региона он озвучил те трудности, которые создаёт ФЗ-275 хозяйствующим субъектам.
– Действующая редакция закона исключает возможность обслуживания текущих кредитных портфелей, возврат с отдельного счёта сумм займов, кредитов и процентов, полученных в неуполномоченных банках, в том числе привлечённых до сентября 2015 года, на создание производственных мощностей и страховых запасов для выполнения ГПВ. Мы предлагаем закрепить в законе такую возможность по возврату кредитов, привлечённых с целью выполнения Гособоронзаказа, – отметил Олег Вениаминович. – Необходимо, на наш взгляд, дополнить закон нормой, позволяющей не только головникам, но и исполнителям, скажем до 3-го уровня кооперации, закрывать поэтапно госконтракт, получая при этом причитающуюся часть прибыли, не дожидаясь закрытия всего госконтракта.
Также среди озвученных предложений – разрешить предприятиям возмещение с отдельного счёта командировочных расходов, затрат на выплаты стимулирующего характера и изменения в методологии учёта затрат по ГОЗу, связанных со специспытаниями.
– Сейчас эти затраты учитываются только на уровне цеховой себестоимости. При этом существующая методика не учитывает затраты на последующее их длительное хранение и утилизацию. Образцы изделий, прошедших периодические испытания, накапливаются на предприятиях, которые несут издержки. Предлагаем разработчикам новой методики обязательно учесть эти вопросы и затраты на проведение специспытаний по полной себестоимости изделий, а также затраты на их хранение в арбитражных помещениях и последующую утилизацию, – подчеркнул Олег Вениаминович.
Работа по совершенствованию ФЗ-275 в Нижегородской области ведётся давно и системно – все предложения нижегородцев основаны на практическом опыте.
– Многие вопросы, с которыми обращаются промышленники, услышаны, проработаны и поддержаны. Это вопросы ценообразования, финансирования и авансирования ГОЗа, возможности оптимизировать некоторые механизмы для обеспечения своевременного выполнения ГОЗа. На этой площадке формируется как раз та консолидированная позиция, которая создаст нормальные условия работы хозяйствующих субъектов, выполняющих ГОЗ, – отметил Олег Лавричев.
Сложности при работе с ФЗ «О ГОЗе» испытывают не только предприятия, но и уполномоченные банки. Елена Третьюхина, начальник Управления валютного контроля и банковского сопровождения ПАО «Банк ВТБ», рассказала о противоречиях существующих законодательных актов и о возникающих в связи с этим операционных трудностях для банков и предприятий ОПК.
По итогам заседания направлены рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Центрального банка, Генеральной прокуратуры, Счётной палаты РФ, госкорпораций и интегрированных структур ОПК, направленные на дальнейшее развитие отрасли.