Зачем ввели электронные больничные
Электронный больничный начали вводить ещё в 2017 году, у пациентов, врачей и работодателей был выбор принимать электронный больничный или работать с бумажным. 1 января 2022 года переходный период закончится и бумажные больничные перестанут выдавать.
Электронный лист нетрудоспособности – это тот же самый бланк больничного листа, только теперь его заполняют в специальной программе. Сведения передаются напрямую в Фонд социального страхования и работодателю, минуя «руки» пациента.
Переход на электронный больничный должен сократить количество бумажных документов, ускорить начисление и выплату пособий, минимизировать ошибки при оформлении документа и предотвратить утерю и порчу важного бланка. Кроме того, электронный больничный будет сложнее подделать.
Как оформляется электронный больничный
Порядок оформления больничного остался прежним. При первичном обращении в лечебное учреждение пациент подписывает согласие на открытие больничного в электронном виде. После этого врач открывает больничный лист и заполняет свою часть «листка» в электронной системе Фонда социального страхования, внося все необходимые сведения о пациенте, заболевании и сроках лечения. Электронный больничный лист заверяется квалифицированной электронной подписью врача.
Пациент получает номер больничного, который он должен сообщить по месту работы. Если пациент забыл номер, то его можно узнать в личном кабинете на сайте госуслуг. Согласитесь, что такая система удобнее. Не приходится беспокоиться о том, как бы не потерять важный документ, выяснять, как юридически точно называется компания и должность. Во время болезни уж точно меньше всего об этом думаешь, а вот когда придёт время получать выплаты, могут возникнуть проблемы.
После того как пациент выздоровел и ему закрыли больничный в лечебном учреждении, работодатель заполняет вторую часть электронного документа, указывая сведения о страховом стаже и среднем дневном заработке, и отправляет сведения в Фонд социального страхования. Листок также подписывается электронной квалифицированной подписью.
После получения сведений в Фонде социального страхования назначают пособие и выплачивают его напрямую работнику на карту. Это тоже новшество, которое появится в 2022 году. Раньше пособия выплачивал работодатель, а Фонд социального страхования компенсировал компании эти затраты. Теперь только три первых дня болезни работодатель оплачивает сотруднику самостоятельно, а остальные выплаты идут из ФСС напрямую сотруднику. Главная задача – оформить документы правильно и своевременно.
В противном случае компании придётся заплатить штраф. А он в 2022 году вырос с 1000 рублей до 5000 рублей. Срок подачи сведений в ФСС также сократили с 5 до 3 рабочий дней.
Фото: r28.fss.ru/advertisements/541250.shtml
Что делать работодателю
Права выбора – электронный или бумажный – не осталось. До начала 2022 года работодатель должен подготовиться к работе с электронными больничными. Для начала нужно зарегистрировать компанию или ИП на сайте госуслуг и получить электронную квалифицированную подпись. Затем нужно зарегистрироваться в системе социального страхования, получить квалифицированную электронную подпись и заключить соглашение об информационном обмене с ФСС. Соглашение можно скачать на сайте Фонда социального страхования. Заполненный документ отправить заказным письмом в ФСС и после одобрения приступать к работе.
Получив от сотрудника номер и дату открытия больничного листа, бухгалтер входит в систему и находит больничный лист сотрудника. Электронный больничный по форме ничем не отличается от бумажного, поэтому у сотрудника бухгалтерии не должно возникнуть сложностей с заполнением электронного документа.
После заполнения электронного больничного работодатель заверяет его квалифицированной электронной подписью и сохраняет в системе. После этого необходимо передать в Фонд социального страхования дату и номер больничного листа для начисления пособия за счёт фонда.
После проверки данных и начисления пособия деньги будут направлены на счёт работника напрямую от Фонда социального страхования.