ТОПЛИВО БУДУЩЕГО
– В Советском Союзе в 1988 году создали летающую
лабораторию Ту-155, питающуюся жидким водоро-
дом и сжиженным природным газом. Принципи-
альная возможность создания такого самолета под-
тверждена. Идет отработка эксплуатации такого
топлива. Жидкий водород – это криогенное топли-
во. Температура его хранения составляет -260 °С.
Нужна очень хорошая теплоизоляция баков и всей
топливной системы, системы контроля, системы
проверки герметичности баков, целостности теп-
лоизоляции. Особые эксплуатационные требова-
ния: заправка очень сложна.
Цены на традиционное горючее – керосин – рано
или поздно поползут вверх. Запасы нефти будут
иссякать, интерес к водороду – увеличиваться.
Сейчас двигатели на водородном топливе актив-
но продвигаются в автомобилестроении. Посте-
пенно и мы придем к водородной экономике.
Сейчас разрабатываются электрические генерато-
ры на водороде. Все это в зачаточных технологиях
уже существует. Осталось просто развить до при-
емлемого уровня.
– У самолета очень необычная носовая часть фюзеля-
жа. Непонятно, где же располагается кабина пилотов?
– Это воздухозаборник. На гиперзвуковой скоро-
сти традиционные турбореактивные двигатели
уже не работают. Здесь прямоточный воздуш-
но-реактивный двигатель с особой конфигураци-
ей воздухозаборного устройства, которое создает
необходимые параметры уже в камере сгорания
двигателя.
При гиперзвуковой скорости сильно нагревается
конструкция аппарата. Использование жидкого
водорода позволит охлаждать конструкцию – это
бонус от использования криогенного топлива.
Где будут сидеть пилоты – не столь важно. Сего-
дня уже есть системы электронного зрения. Для
этого аппарата придумают специальную систе-
му технического зрения, без необходимости со-
здания традиционного фонаря кабины. ЦАГИ
занимается экспериментальным исследованием
аэродинамической модели, исследованием тече-
ния воздухозаборников. Пока это перспективное
исследование. В 2050 году такой самолет сможет
существовать.
Макет гиперзвукового
пассажирского самолета,
работающего на жидком
водороде
45
Воздушно-космическая сфера №3(92) сентябрь 2017