118
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
чего должны это делать. Нас
воспитывали реальные приме-
ры. В ноябре 1973 года капитан
Елисеев на МиГ-21 перехватил
иранский истребитель F-4 над
Азербайджаном. У него было
две ракеты, и обе прошли мимо
цели. До сих пор не понятно, что
случилось с его пушкой. Но при-
каз никто не отменял – и он по-
шел на таран. Посмертно стал
Героем Советского Союза.
Когда я только начал службу,
в июле 1981-го капитан Куляпин
на Су-15 был вынужден таранить
чужой транспортник CL-44 над
Арменией. Ему повезло – ката-
пультировался.
В БОЕВОМ ТРАНСЕ
У меня есть опыт столкнове-
ния в воздухе. Оказывается,
это не совсем и страшно. Было
это 21 сентября 1989 года. Стол-
кнулись мы в учебном воздуш-
ном бою с моим ведущим. Удар
хороший, но не смертельный.
Испугаться не успеваешь: про-
сто вдруг тень, инстинктив-
но складываешься, удар прямо
по кабине, отказ управления.
Несколько секунд я пытался бо-
роться за самолет. Но он не слу-
шался рулей, справа меня пе-
ревернуло креном, и отвесное
пикирование. Это все, тут уже
не думаешь. Летчик прыгает,
когда ему страшнее сидеть в са-
молете, чем прыгнуть. Я даже
позу не принимал, какую поло-
жено, – фонаря-то нет, кабина
искорежена. Купол раскрылся,
сразу глянул вокруг – только па-
рашют ведущего и кругом вода
до горизонта.
Так мы стали медицинским
чудом. По всем нормам выжи-
вания в это время года в океане
можно продержаться максимум
15 минут, а мы час барахтались.
Из-за шторма нас не могли най-
ти спасатели. В итоге обнаружил
вертолетчик, который случай-
но оказался у нас на аэродроме
и сам напросился в спасатель-
ную операцию.
В госпитале врач про меня, ока-
зывается, говорил, что я не дотяну
до утра: переохлаждение 1–2 сте-
пени, ушиб сердца, сломаныости-
стые отростки позвонков, сплю-
щены диски, еще куча диагнозов.
А я после этого еще семь лет летал.
Уволился в 1996 году – мой позво-
ночник решил, что пора.
В кабине Су-27 я умудрился сло-
житься так, что, когда полностью
снесло фонарь, я остался цел. Что
это – чудо? Может быть, в бою под-
сознательно входишь в какой-то
азарт, боевой транс.
Когда еще только идешь к цели,
сближаешься, в это время еще мо-
гутбытькакие-томыслиикакой-то
мандраж. Но когда приходит кон-
кретный приказ: «Полет пресечь»,
тут все лишнее уходит, остаешь-
ся только ты и цель. Ну и время.
И расстояние до цели.
Лето 1987 года. Нам покоя не да-
вал английский корабль с верто-
летами на борту. Там были «Си
Кинг» (транспортники) и «Линкс».
Последние – что-то типа боевых
вертолетов. Наши моряки о них
рассказывали много интересно-
го. Зависнет такой «Линкс» над
ними, дверь открывается, вылезет
один, достанет то, что ниже поя-
са, и поливает палубу. Спасибо,
говорили моряки, что вы их хоть
гонять начали.
Нас постоянно из-за них подни-
мали – носятся вдоль границы,
специально ее нарушая. А как го-
нять? Резко выскочить у него пе-
ред носом, чтобы спутным следом
хорошенько тряхнуть, не выйдет –
они ниже ста метров висели. Еще
вариант – встать над ним, мето-
дом смещенного виража его со-
провождать. Но и в английских
вертолетах сидели очень непро-
стые ребята.
Завис однажды такой «Линкс»
прямо «на самой кромке». У меня
высота где-то под 1000 метров.
Заметили друг друга мы почти
одновременно. И пошли. Я вниз
к нему спускаюсь – он не уходит,
а мне навстречу поднимается.
Я виражу вокруг, а он крутит-
ся внутри – меня сопровождает.
Расстояние небольшое, ему хоть
бутылкой кинуть – попадет! По-
лучалось, я ему хвост подставил
и вообще лоханулся по полной.
Прилетел домой, долго это пере-
варивал.
Проходит время. Меня опять
поднимают. Прихожу. Замечаю
этот же вертолет. Иду на него.
Строго лоб в лоб.
Я ручку мертво держал. Может,
пилот «Линкса» свою в последний
момент на себя дернул, но верто-
лет проскочил у меня буквально
между килями. Никогда не забу-
ду глаза летчиков в кабине – они
как будто светились.
Разошлись. Я сразу ушел бое-
вым разворотом, вытер пот, ноги
дрожат – нервы-то не железные.
Опять захожу к нему. Он уже боль-
ше не дергался. Сбоку на него по-
смотрел – там «правак» на меня
ошалело таращится. Потом он
тихо-тихо потащился к своему
кораблику и сел. Больше они нас
не изводили.
Вся атака длилась, может, се-
кунд 12–13. Хотя, когда шел ему
в лоб, мне казалось, что прошло
полчаса. Я и прицел на пушеч-
ный переключил, чтобы наверня-
ка. Все было осознанно. И первое,
что засело в голове: я не отверну.
В результате отвернул он. Это моя
Родина. Моя земля. И ее топтать
никто не должен. Командованию
я потом ничего об этом не докла-
дывал. Зачем? Задача выполне-
на – что еще надо.
119