12 июля отмечается День фотографа. К профессиональному празднику заводских фотографов и в преддверии 60-летия газеты «Новатор» мы решили вспомнить историю фотостудии АПЗ.
Время первых
Фотографы на нашем предприятии были с первых лет его образования, но днём рождения заводской фотостудии считается 18 сентября 1967 года. Этим числом датирован приказ №1205 за подписью исполняющего обязанности руководителя предприятия Николая Хряпова. В документе сказано: «В целях производственной необходимости, а также более качественного выполнения фотографических работ на уровне современной фотографии приказываю создать фотолабораторию при отделе № 7 в составе четырёх человек. Начальником назначить Алексея Забелина».
Основными задачами фотолаборатории были производство художественных фотоснимков, подготовка материалов для выставок, планшетов, фотоальбомов, цеховых и заводских досок почёта, газеты «Новатор». Большой объём работ выполнялся по линиям парткома, комсомольской организации, а также подшефных детских садов, медсанчасти, пионерского лагеря.
– В фотолаборатории мы трудились вчетвером: начальник Алексей Забелин, Алексей Терёхин, Владимир Горин и я, – вспоминает Галина Зеленова, ветеран завода, фотограф, ретушёр с 1969 по 1992 гг. – Работы всегда было много. После съёмки сразу проявляли плёнку, затем фотографии отправляли на печать и ретушь. Все операции выполняли сами. Одна из самых моих запомнившихся фотосессий – встреча с моряками крейсера «Слава» у нас на заводе. Павел Иванович Пландин внимательно следил за мной во время съёмки, чтобы не пропустила нужный момент.
Постепенно коллектив лаборатории пополнялся и вырос до 12 человек. В разные годы пришли Виктор Шейков, Вячеслав Коршунов, Елена Шаргавнина, Вера Иванова, Алексей Хомов, Владимир Лаптев, Олег Голованов, Александр Барыкин, Людмила Цикина, Анатолий Бухвалов, Леонид Булыгин и др. В середине 1980-х фотолабораторию возглавил Владимир Лазунин, который умел делать такую редкую в советские времена цветную фотографию.
С первых лет существования фотолаборатория АПЗ была большой и хорошо оснащённой. Фотографы снимали на аппаратах «Зенит», «Киев» и немецких «Практика». За расходными материалами сами ездили в Москву и Ленинград.
«Они должны мне понравиться»
Первый генеральный директор предприятия Павел Иванович Пландин внимательно следил за творчеством заводских фотографов и был весьма требовательным к ним. Например, снимки строящихся объектов завода должны были трижды в день, точно в назначенное время, быть у него на рабочем столе: так он контролировал процесс.
Кроме того, П. И. Пландин лично утверждал кандидатуру на должность начальника фотолаборатории.
Вот что вспоминает Олег Голованов, возглавивший фотолабораторию после Владимира Лазунина (сегодня Олег Анатольевич – директор ТРК «Арзамас» – прим. ред.):
– Павел Иванович вызвал меня в кабинет и велел через неделю представить ему три цветных снимка: портрет, пейзаж и жанровую фотографию. «Они должны мне понравиться», – сказал он мне тогда. Задание я выполнил, и после 10-минутного просмотра Павел Иванович подписал заявление на назначение меня начальником фотолаборатории.
Для заводской многотиражки
Съёмка для «Новатора» всегда считалась особенно ответственной. Новичков к этому делу не привлекали.
– Для газеты мы ходили снимать по очереди, – вспоминает Олег Голованов. – Все знали, что редактор Николай Борисович Рачков хорошо разбирается в фотографии и очень требователен к снимкам. Часто он показывал нам фото из «Правды», «Советской России», говорил, что надо равняться на них. Бывали случаи, когда приходилось перефотографировать по несколько раз, так как Рачков не принимал работу. Мы старались достичь этой высокой планки – сделать такую фотографию, которая сразу заставит читателя прочитать статью.
На всех заводских мероприятиях, конкурсах «Золотые руки», «А ну-ка, парни!», спортивных праздниках, субботниках работали фотографы. По итогам оформлялись стенды. На демонстрации выходил почти весь коллектив фотолаборатории. Каждый получал плёнку, а потом отбирались лучшие кадры, которые и публиковались в газете.
– Будни заводских фотографов и корреспондентов газеты спокойными не назовёшь, – вспоминает Почётный ветеран АПЗ Галина Буянова (редактор газеты «Новатор» в 2000–2010 гг.). – Однажды мы с Александром Барыкиным пришли делать снимок рабочего, но герой наотрез отказался фотографироваться. Нам пришлось в буквальном смысле сесть в засаду. Спрятались за станком и, когда рабочий про нас забыл и склонился над чертежами, сделали отличный кадр для газеты.
Мне самой очень нравились фотографии Галины Зеленовой. Она могла увидеть необычное в обычном. Её работы даже выставлялись в кинотеатре «Юбилейный». Особенно хорошо у неё получались портреты. Галя – настоящий фотохудожник.
День сегодняшний
Сегодня на АПЗ в фотостудии работают два фотокорреспондента – Александр Барыкин и Елена Галкина. Несмотря на то, что фотография стала цифровой, работы у них по-прежнему много: они ведут заводской фотоархив, готовят репортажи из цехов, со строек, совещаний, выполняют съёмки по заявкам подразделений, обновляют заводскую Доску почёта и т. д. Практически все приборостроители знают их в лицо, так как не раз бывали у них в кадре.
В преддверии профессионального праздника мы задали им несколько вопросов.
– Сколько лет вы держите в руках заводской фотоаппарат?
Александр: С 1988 года, когда пришёл в фотолабораторию и начал профессионально снимать.
Елена: Пришла работать на АПЗ 25 октября 1993 года учеником фотолаборанта в отдел метрологии.
– Помните свой первый фотоаппарат?
Александр: В 1978 году у меня появился плёночный фотоаппарат «Виллия-авто», даже помню, сколько стоил – 40 рублей.
Елена: «Киев-4М», мне его выдали в заводской фотолаборатории.
– Хорошая фотография – это…
Александр: Та, которую хочется рассматривать снова и снова.
Елена: Кадр должен быть настоящим, заставляющим зрителя думать и вглядываться в детали.
– Любимый жанр?
Александр: Люблю снимать пейзажи. Этот жанр требует неспешной работы, здесь главное – вглядеться в происходящее, увидеть что-то особенное, неповторимое, неуловимое для обычного взгляда.
Елена: Мне нравится репортажная съёмка, хотя это и непросто: всегда нужно помнить о логике происходящих событий, выбрать правильную точку для съёмки, успеть установить нужный режим и не промахнуться с резкостью. Если всё сошлось – ура, ура! – собой довольна!
– Что для вас значит профессия заводского фотографа?
Александр: Это очень большая и важная часть жизни.
Елена: На завод меня привёл случай, который определённо оказался счастливым. А работа фотографом прекрасно подошла моему характеру, став и профессией, и увлечением!
Фото автора и из архивов фотостудии,
Галины Зеленовой, Олега Голованова