Район, в котором расположен московский офис «Социума» и культурно-деловой квартал под управлением «СОЦИУМ-СОКОЛ», уже давно стал оплотом московской интеллигенции. Каждым соседом здесь можно гордиться. Во многом это обусловлено исторически – этапами развития нашей главной улицы, ведущей от патриархальной столицы к столице северной.
Ленинградский проспект когда-то был парадным въездом в город. На площади Тверская застава (район Белорусского вокзала) была сооружена Триумфальная арка архитектора Бове в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Дорога из Северной столицы в Москву меняла название вместе с городом на Неве: Петербургский тракт, Петербургское шоссе, Петроградское шоссе, Ленинградский проспект.
Когда-то это была «золотая миля» Московской губернии. Да, впрочем, и сейчас, жильё здесь недёшево, и офис иметь престижно, ведь от центра совсем близко. Архитектурный облик Ленинградки формируют в основном сталинские здания, в районах Динамо, Аэропорт, Сокол много домов, которые строились специально для военных, учёных, спортсменов, артистов. Не говоря уже о Посёлке художников, который можно считать одним из самых замечательных московских артефактов.
Николаевская Рублёвка
Так некоторые краеведы называют Ленинградку конца ХIХ века. Селиться на престижной трассе предпочитали состоятельные горожане. Здесь они строили себе дачи и загородные дома. К примеру, на Ленинградке находились загородные дома главного архитектора Москвы Осипа Бове, купца Григория Елисеева, особняки Ксении Беллик и Рябушинских, дача актёра Прова Садовского и князей Оболенских. С точки зрения престижа Петербургское шоссе и впрямь было аналогом сегодняшней Рублёвки.
После Наполеоновских войн часть нынешней Ленинградки вошла в состав Москвы: это была самая широкая улица в городе – 120 метров.
Петербургское шоссе имело три мощёных полотна дорог, а между ними бульвары. По краям дороги возвышались красивые многоэтажные дома и великолепные виллы.
Не только сейчас, но и в те времена этот район отличала транспортная доступность, потому выбирали его и для дач, и для постоянного места жительства. В середине XIX века до Тверской заставы отсюда можно было доехать на конке, а с 1899 года – на трамвае.
Спортивные традиции Ленинградского проспекта
Так сложилось, что очень много крупных спортивных объектов находится на Ленинградском проспекте. Наш культурно-деловой квартал на Ленинградском проспекте, 80, просто обязан следовать традициям, ведь север Москвы все привыкли воспринимать как центр массового и профессионального спорта. Поэтому на нашей площадке так много спортивных клубов различной направленности.
А если обратиться к истории, то формирование спортивных традиций Ленинградки – это во многом заслуга Василия Сталина, которого можно назвать первым спортивным менеджером. Благодаря ему в стране появился профессиональный спорт. Василий Сталин считал, что спортсмен должен отдавать все силы тренировкам и соревнованиям и не отвлекаться на посторонние дела. Он создал для армейских спортсменов отличные условия не только для тренировок, но и для жизни. У них всё должно было быть под рукой и в шаговой доступности, поэтому спортсмены и тренировались, и жили на Ленинградке.
Похороненные проекты Каро Алабяна
Строительный бум на Ленинградке начался в 1940-е гг. Вдоль проспекта на месте дач и деревянных домов вырастали многоквартирные сталинки. В это время возникает проект архитектурной мастерской Каро Алабяна. Кстати, память об этом архитекторе запечатлена в названии улицы, расположенной совсем недалеко от нашего квартала и московского офиса «Социума».
Так вот, эта мастерская предлагала построить на месте аэродрома на Ходынке большой жилой комплекс, а его доминантой должен был стать Дворец техники и промышленности. Весь Ленинградский проспект Алабян планировал превратить в парадный въезд в город. Но планам не суждено было осуществиться. По легенде из-за ссоры с Лаврентием Берия Алабян впал в немилость. Архитектору грозил арест и расстрел. Спас Алабяна Анастас Микоян, который организовал быстрый отъезд архитектора в Армению. С глаз долой…
В то время похоронили немало грандиозных проектов. Но, несмотря на это, Ленинградке досталось много свидетельств архитектурного величия сталинской эпохи. И от Алабяна осталось наследство: знаменитая «генералка» – генеральский дом, расположенный почти напротив нашего квартала – творение его архитектурной мастерской.
Проект Алабяна на месте высотки Гидропроекта
Символ конца эпохи
На Ленинградском проспекте стоит дом, который как нельзя лучше характеризует переход от сталинского ампира к индустриальному домостроению. Правая часть дома № 66 была построена ещё до войны. Фасад украшают парные эркеры, лепнина и изящные балконы. В конце 50-х было решено дом надстроить и пристроить угловую секцию и две рядовых вдоль проспекта. Новые части дома предполагалось оформить в едином стиле с довоенным корпусом, но вместо единого комплекса получился памятник переходному периоду в советской архитектуре.
Военная симметрия
У метро «Сокол» находятся два примечательных дома: генеральский и адмиральский. Если первый был когда-то генеральским общежитием, то второй народ прозвал адмиральским за морскую тематику отделки фасадов. Арки проездов украшают рельефные изображения якорей, вокруг которых вьются весёлые дельфины.
Адмиральский дом был построен в 1952 году для Министерства иностранных дел. Планировка квартир в доме очень странная. Жители отмечают, что в некоторых квартирах ширина коридора всего 70 см. Попробуйте диван через такой коридор пронести или холодильник – квест для смекалистых и рукастых.
Генеральский дом был более удобным для проживания. Огромное здание по проекту Алабяна и Стинюшина начали строить в 1939 году. Корпус вдоль Ленинградского проспекта построили до войны. В 50-е годы к дому пристроили два крыла: у церкви и вдоль улицы Алабяна. Основной объём дома 9-этажный, а вот крыло по улице Алабяна получилось при той же высоте 10-этажным. Не иначе высоту потолков подрезали.
Главной особенностью дома был подземный гараж – первый в столице. Сооружение подземной парковки было обусловлено тем, что здесь проживало большое количество высших военных чинов, которые имели личные или служебные автомашины. Архитекторы решили не превращать двор в парковку, а спрятать гараж под детскую площадку. Вот бы современным проектировщикам так же заботиться о детях и автомобилистах.
Фасад дома увешан мемориальными досками. В генеральском доме жили 6 маршалов Советского Союза, 362 генерала и 39 Героев Советского Союза, а также председатель Совета министров СССР Николай Булганин и сын Василия Чапаева. Несколько квартир в доме было выделено спортсменам. Самыми известными жителями были Всеволод Бобров, Анатолий Тарасов и Александр Гомельский.
Дома у Развилки
На площади Развилки Ленинградский проспект делится на Ленинградское и Волоколамское шоссе. Площадь Развилки по замыслу Каро Алабяна, который отвечал за строительство на Ленинградке, должна была открывать парадный въезд в столицу со стороны второго важнейшего города страны – Ленинграда.
Площадь Развилки. 1950-е годы
Новый дом на площади Развилки
На площади должны были появиться два внушительных здания, симметрично расположенных по сторонам проспекта, а венчать выезд должна была высотка.
Из планов удалось осуществить лишь строительство большого здания по адресу Ленинградский проспект, д. 80. Архитекторы B. C. Андреев и Г. М. Вульфсон решили его в духе знаменитых сталинских высоток, только упростили стилобатную часть.
Архитектурной доминантой площади должна была стать высотка института Гидропроект в центре проспекта.
На другой стороне Ленинградского проспекта хотели построить большой жилой комплекс. Но строительство домов было отложено, а затем вместо масштабного жилого комплекса, выходящего фасадом на оживлённый проспект, было решено построить четыре дома, стоящих торцом к Ленинградке. Соединяющий их стилобат выделили под торговые помещения.
Высотное здание Гидропроекта можно считать антирекордсменом. Проектирование здания началось вместе с комплексной застройкой площади в 1940-х гг. Алабян предполагал строительство классической сталинской высотки. Этот проект разрабатывался до 1950 года, но был отклонён даже после доработок. Позже был представлен ещё один вариант здания, но и он не понравился. В 1956 году очередной проект уже без высотной части был представлен на рассмотрение комиссии, но и его завернули. В итоге в 1968 году парадный въезд в город увенчала унылая коробка института Гидропроекта. Большой рекламный щит виден издалека, но архитектурной доминантой площади развилки остаётся сталинка по адресу Ленинградский проспект, д. 80.
А этот адрес все сотрудники и партнёры «Социума», и в частности компании «СОЦИУМ-СОКОЛ», прекрасно знают, ведь по нему расположен наш культурно-деловой квартал.