После награждения Владимир Иванович Косарев поделился самыми памятными фактами трудовой биографии, и не только.
0609
– Я учился в школе №4 имени Кирова. Она была подшефной приборостроительного завода, поэтому в ней на производственном участке учили разным рабочим ремёслам. Я выпустился из школы с 4-м разрядом фрезеровщика. А так как серьёзно увлекался радиолюбительством, то ещё имел и звание кандидата в мастера спорта по радиосвязи.
С таким «багажом» поехал поступать в Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова. Но по результатам экзаменов недобрал полбалла. Вернулся домой и подал документы на Арзамасский вечерний факультет ГПИ на специальность 0609 – «Гироскопические приборы и устройства». В 1972 году я его окончил, к тому времени это уже был Арзамасский филиал МАИ.
Путь в полвека
Как только поступил в вуз, устроился на приборостроительный завод. Приняли меня учеником слесаря-инструментальщика в цех №65, наставником был родной дядя – Лебедев Серафим Павлович, высококлассный мастер. Проработал у него на участке несколько дней – этой записи нет даже в трудовой.
Спустя неделю пришёл парторг цеха №43 и спросил, кто из молодёжи может паять. Ответил, что умею. Дали паяльник, разъём – я припаял. Посмотрели и сказали, что переводят меня в цех №43 на новое изделие учеником слесаря-электромонтажника. Через три недели мне присвоили 2-й разряд и перевели на регулировку. Спустя два месяца я уже был регулировщиком четвёртого разряда, потом шестого. Ещё до окончания института меня назначили инженером-исследователем, потом старшим инженером. И так постепенно дошёл до главного конструктора. На АПЗ проработал 53 года.
Наш ответ Чемберлену
Самое памятное изделие из спецтехники – 3А10. Это был мощный рывок завода вперёд: мы перешли на другой уровень гироскопии – стали серийно выпускать инерциальные системы со сложнейшей электроникой.
Это изделие ставили в противовес американским «Томагавкам». 3А10 по ряду технических характеристик превосходил систему управления «Томагавка». Поэтому после подписания Горбачёвым Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 3А10 первым отдали на «растерзание» американцам и сняли с производства.
Первопроходцы
Из «гражданки» – эхотомоскоп и озонатор. Их сделали те, кто до этого создал 3А10, – лучшие инженерные кадры завода. Сделали в короткие сроки, чтобы помочь заводу выжить в непростое время.
Остановлюсь подробнее на озонаторе, тем более что прибор до сих пор выпускается.
Зная, что завод активно продаёт эхотомоскопы, к нам обратились из Нижегородской медицинской академии помочь сделать озонатор. Темой озонотерапии плотно занимался профессор Горбунов; он из подручных средств собрал прибор и применял его для лечения озоном трофических язв у раненых в Афганистане. Так сложился тройственный союз – АПЗ, Саровский ВНИИЭФ, с которым мы сотрудничали ещё по эхотомоскопу, и медицинская академия.
В 1994 году мы сделали первый макетный образец озонатора. К этому времени получили патент на разрядную камеру, в которой и вырабатывалась озоно-кислородная смесь. Корпус озонатора был пластиковым, его тогда напечатали на 3Д-принтере в одной из крупных белорусских фирм. Но начинка была вся наша. На выставке в Женеве озонатор получил серебряную медаль.
«Москва»
Я участвовал во многих испытаниях. Особенно запомнились испытания на противолодочном крейсере «Москва». Фактически здесь отрабатывали всё, что было сделано промышленностью, в том числе и нашим предприятием. Именно здесь был проведён и первый запуск нашей системы ПВО на крупном корабле. Испытания прошли успешно. Чувства непередаваемые! Видеть результаты своего труда всегда приятно.
Жажда знаний
Мне так или иначе пришлось участвовать в воспитании огромного числа заводских специалистов. Начальники КБ в сборочных цехах, руководители лабораторий – все прошли через мои руки.
В молодёжи всегда ценил жажду знаний, когда не просто учишься в институте, а занимаешься самообразованием, участвуешь в профессиональных конкурсах. Уверен, что надо постоянно поддерживать свой технический уровень.
За рулём
Я автолюбитель со стажем. Мой первый автомобиль – ВАЗ-21011, красного цвета. Каждое лето на нём ездили отдыхать – в Крым, на Кавказ, Урал, в Прибалтику, Удмуртию. Сейчас с сыном (Дмитрий Косарев – ведущий инженер-электроник ОГК СП – прим. ред.) увлечены автотюнингом.
Любимый город
До первого класса наша семья жила в Арзамасе, недалеко от Соборной площади, в одном из домов Революционного переулка. Это небольшая улица, спускающаяся к Рождественской церкви. В годы моего детства в ней размещалась пекарня, и мать часто посылала меня в магазинчик за тёплыми булками. Какими вкусными они были!
Когда в 1955 году после демобилизации вернулся отец, мы переехали на улицу Калинина. За годы работы на заводе я объехал нашу страну от побережья Дальнего Востока до Чёрного моря, побывал и в крупных городах, и в малоизвестных – Балтийске, Большом Камне, Полярном. Но «старый Арзамас» остался моим любимым местом…
Фото Елены Галкиной