Сотруднику Малоярославецкого приборного завода – 80!
Год назад, в конце июня 2016 года, редакция нашего сайта побывала на Малоярославецком приборном заводе. Одним из самых ярких впечатлений той поездки стало знакомство со старейшим сотрудником завода Владимиром Ивановичем Павловым. Его невероятная судьба, удивительное жизнелюбие и работоспособность поражают всех, кто оказывается рядом с Владимиром Ивановичем.
7 июля 2017 года Владимиру Ивановичу Павлову исполняется 80 лет. Сегодня мы публикуем материал, который вышел накануне юбилея в газете «Малоярославецкий край».
Сын Нептуна
Коллектив Малоярославецкого приборного завода во главе с директором Сергеем Мелешкиным сердечно поздравляет Владимира Ивановича Павлова с юбилеем. Желает крепкого здоровья, благополучия, долгих лет жизни, удачи, воплощения в жизнь всех планов. К поздравлениям присоединяется и редакция «Малоярославецкого края»
Редакционное задание было простым и сюрпризов, на первый взгляд, не предвещало: надо было написать статью о работающем на Малоярославецком приборном заводе токаре Владимире Ивановиче Павлове. В июле он отмечает юбилей.
Владимир Иванович – токарь высшего шестого разряда, легко может выточить деталь любой степени сложности. А исполнится ему 7 июля ни много ни мало, а восемьдесят (!) лет. И в восемьдесят лет он успешно работает! Встретила его в цехе, на рабочем месте. Сразу бросилось в глаза, с каким безмерным уважением к Владимиру Ивановичу относятся рабочие и служащие завода. Невысокий, загорелый, с быстрыми движениями, с живым умным взглядом, – ему от силы можно было дать лет шестьдесят пять, но никак не восемьдесят. Лицо его обрамляла шкиперская борода – знак принадлежности к морской профессии.
Он действительно моряк, причём бывалый, ходивший в кругосветное плавание, побывавший в Антарктиде и прошедший все самые штормовые места планеты, в том числе и легендарный пролив Дрейка.
В уютной комнате отдела кадров завода мы перебираем старые пожелтевшие фотографии, запечатлевшие разные страны и континенты. Владимир Иванович рассказывает, как это было…
Рождение мечты
Родился и рос он в деревне в Брянской области. В семье было семеро детей, в живых осталось только трое. Владимир был самым младшим.
Отец Иван Яковлевич Павлов, строя народное хозяйство недавно образованной советской республики, по заданию государства мотался по всей стране, от Кронштадта до Владивостока. Мать с детьми жила в деревне, работала в колхозе. В деревне пережили и немецко-фашистскую оккупацию. Когда пятнадцатилетний Владимир после войны окончил школу, сначала помогал отцу на территории Покровского монастыря строить интернат для детей-сирот, коих после войны в стране осталось великое множество. Это было в 1952 году. Получил сначала профессию плотника, а вскоре фрезеровщика и токаря.
В 1956-м его призвали в армию и направили на флот, в Ленинград. Отучившись там в учебном отряде морскому делу, Владимир Иванович затем служил 5 лет на Балтийском море.
После окончания службы вернулся домой, в деревню. Ему, увидевшему морские просторы, в маленьком селении среди леса было уже тесно. И он решил воплотить в жизнь свою детскую мечту – своими глазами увидеть весь мир. Юноша бредил кругосветными путешествиями ещё со школы, с четвёртого класса. Перед глазами был пример отца, объездившего весь Советский Союз. Да и запали в душу рассказы односельчан-фронтовиков, вернувшихся с войны и рассказывающих о других государствах, которые им довелось освобождать.
Не случайно говорят: «бойтесь своих желаний – они имеют обыкновение сбываться». Сама судьба шла навстречу нашему герою. Ведь в те времена железного занавеса, для того чтобы ездить в загранпоездки, требовалось особое разрешение руководства страны. Человека проверяли со всех сторон, как его самого, так и всех его родственников. Так получилось, что люди, работающие на высоких партийных постах, Владимиру Ивановичу поверили. Разрешение на работу на внешнем морском флоте Советского Союза он получил. И отправился в Севастополь.
Мечты сбываются
Здесь был расположен крупный морской торговый порт, один из старейших в стране, открытый в 1784 году по приказу Екатерины II специально для свободной торговли с другими странами мира. Его работу сохранили и советские власти. Морское сообщение осуществлялось с Западной Европой, Южной Америкой, Африкой и Азией. Перевозили туда станки, металл, продовольствие, обратно в СССР везли тростниковый сахар, различное оборудование.
В Севастопольском торговом морском порту Владимир Иванович проработал семнадцать лет. Именно здесь его мечта увидеть мир сбылась. Он был назначен ремонтным механиком на одно из судов.
В свой первый рейс отправился в Африку. Когда впервые пересёк экватор, молодому человеку не было и тридцати. «День Нептуна» отпраздновал традиционно: крещением в солёной океанской воде. Дома и сейчас на почётном месте висит в рамке фотография, на которой запечатлён тот знаменательный день, а рядом висит специальный сертификат, который вручают каждому, кто пересёк экватор. Считается, что перешедший его становится настоящим моряком, который справится с любыми трудностями. А их в море столько же, сколько и воды.
Морской труд в долгих рейсах относится к категории самых почётных, но это одновременно одна из самых тяжёлых в мире профессий. Корабль, даже большой и современный, – единственный дом для матросов среди бескрайней водной глади, и он же – поистине песчинка в руках океана, у которого свой беспощадный норов. Только очень сильные духом люди могут всё это выдержать. Вы только представьте: месяцами не видеть земли, а под килем – километры воды…
Кругосветка
Года через два после начала работы в Севастопольском морском порту Павлов на дизель-электроходе «Имени 61 коммунара» отправляется в кругосветное плавание.
Среди толстой пачки фотографий есть небольшой снимок. На нём изображена карта мира с прочерченным маршрутом кругосветного путешествия. В левом углу – портрет Павлова, в правом – коллективный снимок команды.
На обороте написано:
«Участнику Антарктического кругосветного плавания тов. Павлову В. И.
Вышли из порта Севастополь 25.12.1968 года. Прошли Атлантический, Тихий, Индийский океаны. Пролив Дрейка. Моря Антарктики: Беллинсгаузена, Амундсена, Скотта, Росса, Дюрвиля; Тасманово и другие. Пройдено 39824 мили. Посетили порты Веллингтон, Мельбурн, Лас–Пальмас. Возвращение в Севастополь 15 июня 1969 года».
Надпись заверена печатью и подписью командира судна.
Скупые эти строки вобрали в себя всю неимоверную сложность похода. Советские моряки тогда пересекли все самые штормовые места планеты: сороковые, пятидесятые, шестидесятые параллели южного полушария. Больше месяца шли среди айсбергов в опасных южно-полярных водах. Обогнули Антарктиду, повторив путь её первооткрывателей, русских мореплавателей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Наши моряки обогнули Мыс Доброй Надежды, шли через Индийский океан в Австралию. Сорок пять суток в открытой воде Индийского океана, где нередки волны свыше 35 метров высотой. Здесь дизель-электроход впервые в том походе попал в сильнейший ураган.
А когда на море качка…
– Это страшно, просто ад, – качает головой, вспоминая, Владимир Иванович, – страшно всем, даже бывалым морским волкам. С океаном шутки плохи, он и современное судно может опрокинуть.
Первый раз в шторм он попал ещё во время службы в армии. Случилось это на Балтийском море. Оно осенью часто волнуется, но не сильно, в открытом море волны редко бывают выше 5 метров.
Но на знаменитых «ревущих сороковых и яростных пятидесятых» широтах в Южном полушарии гнев морской стихии просто ужасен, волны высотой с пятиэтажный дом и выше накрывают корабль.
На втором месте по силе шторма после Индийского океана – водное пространство между Новой Зеландией и Антарктидой, на третьем – пролив Дрейка, который связывает Тихий и Атлантический океаны между Огненной землёй и Антарктидой. Здесь ветер дует со скоростью 126 километров в час и волны достигают 20 метров. Ещё со времён Магеллана он считается самым опасным на земле. Проход по нему и сейчас возможен только в относительно тихую погоду для судов очень большого водоизмещения. Дизель-электроход «Имени 61 коммунара» с честью прошёл все испытания стихией.
Спрашиваю у Владимира Ивановича о том, какие страны и континенты ему запомнились.
Австралия
– Здесь меня сильно поразили самые высокие деревья на земле – эвкалипты, – голос у Владимира Ивановича становится восторженным. – Свыше 100 метров вырастают, а средняя высота у них 85 метров. Ощущения, попадая в австралийский лес, испытываешь очень необычные, как будто попал в первобытную эпоху на планете. На эвкалиптах полно было мишек коал, небольших таких, симпатичных. А сколько попугаев, самых разных, больших и маленьких, сверкающих всеми красками мира! До сих пор невозможно забыть всё это разноцветье, хотя уже столько лет прошло! В Австралии мы стояли в порту Мельбурна перед походом в Антарктиду, запасались провиантом.
В городе, как и вообще в этой далёкой стране, осело много эмигрантов из России. Они прижились там, живут неплохо. Но все очень скучают по своей исторической Родине и не скрывают этого. Запомнилась Мария Яковлевна Жукова. Она с мужем, офицером Белой гвардии, бежала из России от революции. Сын у неё пел в Мельбурнском оперном театре. Она попросила у нас немного проса. Призналась, что очень скучает по пшённой каше, а в Австралии этот злак не растёт. Ну, так мы на судне из огромных корабельных запасов выделили ей небольшой, на десять килограммов, мешок с крупой. Она потом очень благодарила.
После Австралии моряки направились в Новую Зеландию. Прошли пролив Кука и взяли курс на ледяной континент. Снова неспокойное море, холодное, суровое, но красивое. Много китов, чаек, альбатросов…
– Больше всего поразило то, что в полёте у них размах крыльев четырёх метров достигает. Величественное зрелище, – говорит Владимир Иванович, перебирая фотографии.
Антарктида
– Наши моряки привезли туда научное оборудование и продовольствие для зимовщиков. Прибыли сначала на станцию Мирный.
Первое впечатление у меня – холодно, мороз минус двадцать, не меньше, и это несмотря на то, что там в это время было лето, – улыбается Владимир Павлов. – Но красиво: солнце слепит круглые сутки, отражаясь ото льда (там в это время было полярное лето); пингвины с малышами своими прямо рядом со станцией гуляют.
Обогнув Антарктиду со стороны Тихого океан, моряки через легендарный пролив Дрейка, снова вышли в Атлантику.
Больше месяца занял трансатлантический переход в Северное полушарие. Вскоре героев встречали в Севастополе. В журналах и газетах писали об успешно выполненном задании советского правительства. Полгода члены экспедиции не были дома. Но для моряка настоящий дом – корабль, на берегу он только гость. Море вскоре снова позвало к себе.
Другие страны, города
Манили новые города и страны. Испания, Куба, Египет, Бразилия, Колумбия – где Владимир Иванович только не побывал, всего не перечислишь.
Он посетил многие государства, особенно понравились ему Италия и Греция. А во Франции, ещё до кругосветного похода, он жил три месяца, работал на судоверфи в Нанте, старинном городе в устье реки Луары. Два раза был на экскурсии в Париже. Именно во Франции впервые увидел русских эмигрантов, среди них были и представители известных княжеских фамилий. Соотечественники поразили его своей чистотой владения русским языком. И, конечно, любовью и уважением к исторической Родине.
Советское судно, на котором работал Владимир Павлов, заходило в порты Бразилии, Аргентины, Чили.
– В Южной Америке мне очень понравилось: природа красивая, люди хорошие и доброжелательные, особенно молодёжь, – рассказывает Владимир Иванович, – Проплывали и мимо острова Пасхи. Видел эти знаменитые каменные статуи.
Россия
После окончания службы в Севастопольском порту Владимир Иванович уехал в Калининград и работал там на базе рефрижераторного флота, ходил по морям уже Северного полушария в Канаду, Швецию. За почти три десятка лет, посвящённые службе на флоте, вся водная стихия обоих полушарий Земли Павловым была изведана.
Малоярославец
Владимир Иванович вышел на заслуженный отдых, в 2000 году приехал в Малоярославец. Вот уже семнадцать лет живёт здесь и столько же лет работает на приборном заводе токарем.
Рассматривая фотографии, просто забрасываю его вопросами.
– Вы в советские гавани заходили?
– Только во Владивосток и Одессу.
– Скучали по Родине в долгих походах?
– Конечно, скучал. Мы её редко видели, на берегу моряк лишь в гостях, даже на Родине. Уходишь в рейс весной, всё вокруг зеленеет и цветёт, возвращаешься – глубокая осень стоит, листья у деревьев уже облетели. Отпуск нам набегал большой, месяца примерно четыре. Но его редко удавалось использовать полностью, почти всегда отзывали в очередной рейс. Да и скучно становилось на берегу (улыбается).
– А что Вам в рейсе скрашивало грусть по родным местам?
– Наши советские фильмы, прежде всего. Мы обязательно брали их с собой. Очень любили кино смотреть, особенно почему-то «Волгу-Волгу». Читали много: у нас большая библиотека была.
– Как воспринималась разница в уровне жизни людей в Советском Союзе и за рубежом?
– Болезненно очень. Конечно, когда мы в городах, даже маленьких, в Европе и не только, видели такое изобилие товаров и продуктов, о котором даже и мечтать не смели жители Советского Союза, то горько и обидно становилось на душе. Но нам приказывали: находясь в отпуске, не болтать об увиденном. Мы и молчали, зачем расстраивать, только привозили своим родным вещи и сувениры. Хотя мало что могли позволить себе купить, так как денег выделялось нам не очень много.
– Сейчас поддерживаете связь с товарищами, с которыми бороздили океаны?
– Поддерживаю только с Сергеем Васильевичем Кабальчинским. Он ранее был капитаном, давно уже на пенсии, живёт сейчас в Обнинске.
– Какие места запомнились, куда ещё раз хотели бы попасть?
– В Новую Зеландию.
– А какая страна больше всего понравилась, где бы Вы хотели жить?
– В Аргентине.
– Вы объездили весь мир, видели многие его уголки, которые большинству россиян до сих пор знакомы только по телевизору, да по книжкам с картинками. Какое у Вас возникает чувство, когда вспоминаете свою жизнь?
– Счастье. Ведь мечта всей моей жизни – увидеть мир – сбылась.
– А есть ли ещё у Вас какая-нибудь мечта?
– Конечно. Я всё время был за границей. И поэтому почти совершенно не видел Россию. Очень хочется её посмотреть, побывать на Байкале, например.
– Ну что ж, пусть эта мечта тоже сбудется.
Светлана Харитонова, газета «Малоярославецкий край», 20.06.2017. Фото из архива В. И. Павлова и автора