Известно, что костюм – значимая часть сценического образа. Он помогает артисту на сцене. И именно благодаря костюмам создаётся визуальное настроение шоу или спектакля, которое яркой картинкой остаётся в памяти зрителя. Так что задача костюмера не менее сложна, чем задача режиссёра или артиста. Костюмер – сам артист, только творит не на сцене, а за закрытыми дверями мастерской. Доступ сюда позволен немногим. Ничто не должно отвлекать мастера от творческого процесса.
Лидия Сергеевна Мельникова и заведующая костюмерной, и художник по костюмам, и швея. Порой приходится сутки напролёт проводить над раскройным столом или за швейной машинкой. Это тяжёлый труд, это долгий путь костюма от начальной задумки, первого эскиза до финального воплощения в сценическом образе. Но для такого мастера всё это в удовольствие. Настоящее творчество легко не даётся. Зато результат радует сотни и тысячи людей.
Надо много усидчивости, способности работать терпеливо, кропотливо. Лидия Сергеевна – представительница династии рукодельниц, необходимые для её профессии навыки у неё в крови.
Родилась швеёй и модельером
Как и многие девчонки, шить Лидия Мельникова начала в детстве. Первые свои модели придумывала для кукол. Потом – для себя и подруг. Так детское увлечение постепенно превратилось в профессию.
– Я, как и все девочки, играла в куклы, мечтала шить красивую одежду. У меня и мама, и бабушки были рукодельницы, обшивали всю семью и мне помогали мастерить кукольные наряды. Бабушка со стороны отца была хорошей вышивальщицей. Я с детства смотрела, как она работает, училась, пробовала сама. Словом, выбор профессии для меня даже не стоял. Я поступила в училище на курс по специальности «портной верхней женской и мужской одежды», – рассказывает Лидия Сергеевна.
Выпускнице училища дали распределение в ателье, но Лидия Сергеевна решила, что должна продолжить обучение, только уже на производстве – устроилась на строчно-вышивальную фабрику.
– Про ручную вышивку я на тот момент многое уже знала. Мне захотелось освоить вышивальные машины. После нескольких месяцев работы на фабрике меня отправили учиться в Торжок, к знаменитым на весь мир мастерицам золотого шитья.
В 1990-е учиться было непросто, студентам жилось голодно, но Лидия Сергеевна очень тепло вспоминает это время. В Торжок приезжали педагоги из Московского института народных промыслов, среди студентов были девушки из разных уголков бывшего Союза. Была возможность продолжить обучение в институте, но тут не сложилось – требовался стабильный заработок.
Лидия Сергеевна вернулась в Арзамас на ту же фабрику, но уже в экспериментальный цех, где разрабатывали узоры вышивки для разных типов одежды. Работали и с детскими моделями, и с одеждой для взрослых, но особенно сложно и интересно было придумывать узоры для платков и палантинов.
Весь этот опыт очень пригодится потом на главном и самом любимом месте работе мастера – в ДК «Ритм». Здесь наследственный талант Лидии Сергеевны раскрылся в полной мере. Сейчас она создаёт национальные костюмы для танцевальных коллективов, костюмы для цирковой студии и занимается оформлением сцены для специальных проектов. Лидия Сергеевна полноправный участник группы постановщиков концертов и шоу, которые проходят на одной самых крупных концертных площадок Арзамаса. С помощью Лидии Мельниковой было воплощено немало интересных проектов.
– В «Ритме» 10 лет проводился конкурс «Идеал». Конкурсантками выступали молодые работницы Арзамасского приборостроительного завода. Это был не просто стандартный конкурс красоты, а настоящий спектакль. Режиссёр-постановщик придумывал образ для каждой участницы в соответствии с её характером, внешностью. Я готовила костюмы к этим образам. Так мы помогали девушкам раскрыть их таланты. Такие конкурсы позже проводились и среди мужчин, и среди супружеских пар с завода. С ребятами работали профессиональные артисты, хореографы, постановщики, гримёры, костюмеры. Интересное было мероприятие, многим помогло раскрыться, почувствовать себя увереннее, – вспоминает Лидия Сергеевна.
Творчество и точный расчёт
Создание костюма – это вдохновение плюс математика. Образ будущего костюма начинает проявляться, когда стоишь у стола, глядя на разложенные ткани, нитки и фурнитуру. Делаются эскизы. Дальше – точный расчёт, конструирование выкройки, раскрой материала. Потом снова творчество – шитьё и украшение костюма.
– Работать интересно с любыми костюмами, везде свои особенности и поле для творчества. Сегодня, например, крою купальники. Вроде и просто всё, но терпения для работы с такой тканью требуется очень много. В прошлом году запомнилось, как создавали военную форму ко Дню Победы. Мне помогал муж, он у меня военный. Мы нашли лекала исторической формы, по ним я сшила костюмы для танцевальных пар. Погоны изготовил муж – получились как настоящие, из 1940-х. Нам было важно даже в мелочах соблюсти историческую достоверность, поскольку мы считаем, что это дань уважения тем, кто в такой форме воевал. В производстве этих костюмов не было ничего сложного – ткань простая, никаких украшений, вышивки, но до сих пор, когда вспоминаю, как мы работали, как дети в них танцевали, слёзы наворачиваются.
Мечтайте, почувствуйте свою силу!
История ДК «Ритм» неотделима от истории Арзамасского приборостроительного завода им. П. И. Пландина. Собственно, это заводской клуб, который благодаря грамотному руководству, вложениям, неравнодушию всего творческого коллектива, вырос до масштаба городской концертной площадки и городского клуба по интересам.
Самодеятельные коллективы «Ритма» переросли в профессиональные. И до сих пор в них заняты и дети работников завода, и заводская молодёжь. А руководят этими коллективами люди, которые когда-то сами, ещё в 1960-е годы, пришли заниматься в «Ритм».
В «Горошинах» сегодня занимается около 150 ребят, в цирковой студии «Авангард» – 35-40 человек и примерно столько же ходит в школу танцев для подростков и взрослых «Ритм».
– Участники наших творческих коллективов работают с полной отдачей. Люди буквально живут в «Ритме», и им это нравится, потому что все занимаются любимым делом. Большое счастье, что можно осуществить свою мечту детства, заниматься любимым делом и совершенствоваться в любимой профессии, – говорит Лидия Сергеевна.
Группе компаний «Социум», под крылом которой работает ДК «Ритм», 10 июня исполняется 33 года. Возраст самый творческий, начало зрелого пути, осознания своих возможностей, обретения уверенности в своих силах. Возраст, когда многое, очень многое впереди. Главное – не переставать мечтать, считает художник, ветеран «Социума» Лидия Мельникова.
– Желаю коллегами из холдинга, чтобы у каждого была мечта и возможность её реализовать. Когда есть чем жить, когда погружаешься в интересное занятие, забываешь о проблемах. Я хочу, чтобы все мы мечтали, несмотря ни на что, развивались профессионально и лично, учились новому. С днём рождения, «Социум»!