Генеральный директор компании «СОТЕЛ» («СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ») и ветеран «Социума» Екатерина Латынцева вспоминает о начале своей работы в холдинге в 2007 году. Тогда у компании было всего два направления – телефония и интернет, а сегодня она оказывает большой спектр услуг в сфере IT. Преобразования и развитие происходили на глазах Екатерины и при её непосредственном участии.
Всё начинается с эпохи перемен
15 лет назад мы с мужем решили переехать в Москву. Резюме я разместила заранее, ещё будучи в Мурманске. Первый отклик получила из «Социума». А первое собеседование по приезде в столицу было с Владимиром Бендой – руководителем из плеяды кризис-менеджеров. Он проводил реорганизацию компании и набирал новых сотрудников. У нас ещё не было постоянного жилья, ещё не все вещи из Мурманска приехали, а я уже вышла на работу в «СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ» (на тот момент «Алмаз-Телеком», а потом «ВПК-Телеком»).
Можно сказать, что тогда, 15 лет назад, сформировался костяк нынешнего коллектива, многие люди, которые пришли вместе со мной, трудятся в компании до сих пор.
Я по образованию экономист, и в Мурманске работала в страховой компании и в банке бухгалтером, экономистом, ревизором. Была очень далека от IT-отрасли, от рынка телекоммуникационных услуг, на котором развивался «СОТЕЛ». Так что надо было осваивать новую сферу. Меня взяли на должность начальника отдела расчётов и оперативной управленческой отчётности.
Главное воспоминание от первого рабочего дня: шкафы, столы, подоконники в кабинете завалены папками с документами, всё нужно было просмотреть и изучить. В целом, было ощущение перепутья, начала чего-то нового, причём не только для меня лично, но и для самой компании.
Я открывала каждую папку, поднимала архивы, разбиралась, с кем и на каких условиях мы сотрудничаем. У компании на тот момент была большая дебиторская задолженность, долги перед кредиторами. Дебиторами занимался отдел продаж и отдел по работе с клиентами, а на меня возложили работу с кредиторами. С бухгалтерскими документами проблем не было, опыт был, однако понять IT-специфику тоже требовалось. Тут очень помогли опытные специалисты компании – умели доходчиво всё объяснить и не боялись потратить на это время.
У нас ещё не было единой, полностью автоматизированной программы. Сейчас счёт формируется и выставляется нажатием одной кнопки, а тогда мы работали в двух программах: в одной проводилась тарификация и исчисления, а другая выставляла счета. Чтобы перенести данные из одной программы в другую, требовалось время. Когда вспоминаешь об этом, понимаешь, до чего дошёл прогресс за не такой уж большой промежуток времени. В конце концов, что такое 15 лет для истории? А сколько всего изменилось. Сейчас это уже кажется невероятным, но 15 лет назад, чтобы выставить счёт, требовалось пять дней.
В декрет без отрыва от производства
Владимир Бенда очень жёсткий руководитель, не все могли с ним сработаться. Во время реорганизации люди уходили целыми отделами, приходили новые. Мне порой тоже бывало тяжко. Я люблю работать, спокойно реагирую на критику, могу подстроиться и под сложного человека, и под сложный режим, когда чувствую обоснованность и пользу происходящего.
Мои трудности были иного толка. Маленькая дочка жила с моей мамой под Владимиром, и я каждые выходные моталась туда. Чтобы в пятницу успеть на электричку, надо было уйти с работы чуть пораньше. И не всегда это получалось. Иногда Владимир Григорьевич давал срочные поручения, и я сидела допоздна – последняя электричка уходила без меня. Зато это компенсировалось общим интересом к делу, азартом, благоприятной атмосферой для развития в целом.
Несмотря на то, что я была новым сотрудником в «Социуме», меня поддержали, когда я собралась в декрет. Ситуация была не самая простая. Фактически я начала работать в компании в феврале, но официально была трудоустроена только в апреле (уезжая из Мурманска, взяла отпуск с последующим увольнением, а северные отпуска длинные). Уже в мае узнала, что жду ребёнка, так что предстоял «большой разговор» с начальством. Было немного не по себе. Я уже знала Владимира Григорьевича, его требования, и шла к нему в полной уверенности, что меня уволят. Но…
«Собираюсь рожать», – говорю. А мне в ответ неожиданно: «Это же прекрасно!». Вот так всё и разрешилось, к моему недоумению. Только потом поняла: он думал, что я быстро схожу, рожу и чуть не на следующий день вернусь на работу. Фактически так и получилось. В роддом поехала, можно сказать, с работы и вернулась очень быстро, через три месяца после рождения сына. И все три месяца продолжала работать дистанционно. Мне на замену даже никого не брали.
За 15 лет я научилась жить в мегаполисе с его огромными домами и огромным количеством людей. Мы ассимилировались. Но привыкнуть к московским расстояниям я так и не смогла, поэтому переехала поближе к работе, чтобы не надо было долго и много ездить по городу. Всё-таки остаюсь северным человеком. Скучаю по северному лету, по суровой природе, по красоте и просторам края, где я выросла. Отпуска используем, чтобы вылечить ностальгию. Например, очень часто бываем с семьёй на Кольском полуострове и в Карелии.Екатерина Латынцева, генеральный директор компании «СОТЕЛ» («СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ»)
Спокойствие и педантичность во всём
За 15 лет моя запись в трудовой несколько раз менялась: я была начальником отдела расчётов управленческой отчётности, начальником отдела биллинга и операторского взаимодействия, начальником отдела по работе с клиентами. Позиция фактически одна, но отделы разные и разный функционал. Добавлялись новые обязанности, новые области для познаний. Скучно мне никогда не было.
Когда на работе есть драйв, это положительно сказывается и в семье – на той самой «погоде в доме». Ты можешь вернуться поздно и уставшей, но родным не будет тяжело рядом с тобой, потому что вместе с усталостью ты приносишь с собой чувство удовлетворения и радости. К тому же я умею переключаться.
Игорь Ильин и Екатерина Латынцева на VIII ежегодной Конференции руководящего состава Группы компаний «Социум». 10 июня 2022 года
В плане карьерного роста я доверялась судьбе, естественному ходу вещей. Никогда не чувствовала себя неудовлетворённой или невостребованной и не лелеяла специально карьерных амбиций. Но генеральный директор нашей управляющей компании «СОЦИУМ-А» Игорь Ильин, с которым мы много лет проработали рядом в «СОТЕЛ», два года назад решил, что я смогу руководить компанией. Это был вызов, конечно, но, честно говоря, я приняла его довольно спокойно. Считаю, что выходить из зоны комфорта – это нормально, это необходимая и неизбежная часть жизни, нет смысла сильно нервничать или расстраиваться по этому поводу, выстраивая наперёд негативные сценарии.
Собственная тактика управленческого взаимодействия со специалистами IT-отрасли (при том, что я сама не айтишник) у меня выработалась давно, ещё до назначения генеральным директором. Её я и придерживаюсь, в целом моё поведение по отношению к сотрудникам не изменилось. Я не буду кричать, стучать по столу и требовать немедленного исполнения задач. Я буду регулярно, педантично, занудно напоминать – капать на мозг, как принято выражаться.
К себе я отношусь точно так же. Не только на работе, но и в быту, с трудом переношу «висящие» задачи, чувство незавершённости. Если я открыла дверь, то должна её обязательно закрыть, если включила свет, то должна выключить. Соответственно, если я что-то не доделала по объективным причинам, отвлёкшись на более срочное дело, то вернусь к этому при первой же возможности.
У меня везде порядок. Не люблю лишних вещей: то, чем не пользуюсь больше года, выбрасываю. Люблю, чтобы всё работало, чтобы всё было функционально. Не люблю духоты, мне нужен воздух, поэтому сплю с открытым балконом даже зимой и избавляюсь от всего лишнего, включая «лишних» людей из своего окружения – тихо, без истерик ухожу от них, убираю их из своей жизни.
Человеческий разговор без напора – убедительная тактика продаж
Сейчас «СОТЕЛ» предоставляет услуги связи, услуги по аренде стоек в собственных Центрах обработки данных, облачные сервисы, услуги по проектированию и строительству слаботочных сетей, IT-аутсорсинг и другие сервисы – спектр большой и расширяется с каждым годом.
А начиналось всё с обычной телефонии и интернета. Географически мы были привязаны исключительно к площадке на Соколе. Якорный клиент когда-то тоже был один. В своё время как раз его уход подвиг компанию к развитию – введению новых направлений. Трудности тут неизбежны. На нашей площадке мы были монополистами, и вдруг нам пришлось привыкать к конкурентной среде.
Но выход из привычной зоны комфорта и для компании принёс множество плюсов. Расширил географию, например. А наличие собственного ЦОД вообще даёт возможность предоставлять услуги для людей и компаний в любой точке планеты.
Екатерина Латынцева и Игорь Ашурбейли на праздничном вечере после VIII Конференции руководящего состава Группы компаний «Социум». Июнь 2022 года
Мой круг задач постепенно расширялся. До «Сотела» и первые годы в «Сотеле» я не работала в продажах, и опыта взаимодействия с конечными потребителями у меня не было. А тут пришлось буквально ходить по офисам и предлагать услуги. Сейчас мы так уже не работаем. Специфика бизнеса такова, что сначала нужно формировать интерес к продуктам, а потом уже обращаться к клиентам с конкретными предложениями. В компании появился маркетолог, мы сделали информативный сайт и взаимодействуем с теми, кто уже заинтересован и хотя бы немного знает нашу специфику.
Большую роль в продажах таких услуг, как облачные сервисы, играет знание технических аспектов, поэтому всегда стараемся привлекать к переговорам технических специалистов. Я могу переговорить на уровне руководства, а технические специалисты приведут правильные аргументы для своих коллег из компании-клиента.
Я не из тех «продажников», которые пытаются навязать услуги. Спокойный человеческий разговор без явного напора – на мой взгляд, тактика куда более убедительная. В этом случае можно найти компромисс, тем более что и наша ценовая политика, и гибкость подхода в целом это позволяют. Если вижу какой-то интерес к услугам «Сотела», но у клиента есть вопросы, будем обсуждать условия сотрудничества, но предлагать что-то, что клиенту не нужно (и мы это видим), не будем.
Даже когда в спектр услуг «СОТЕЛа» входили только телефония и интернет, компания всё равно искала возможности для диверсификации бизнеса. Например, помню, когда я только пришла в компанию, у нас была очень интересная и востребованная услуга «Телекомушки» – сказки по телефону. Родители звонили на определённый номер и давали детям послушать сказку перед сном. Дети были заняты, а у родителей высвобождалось время для работы или домашних дел.Екатерина Латынцева, генеральный директор компании «СОТЕЛ» («СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ»)
«СОТЕЛ» в тренде
Мы приглашаем потенциальных клиентов посмотреть наши Центры обработки данных, убедиться своими глазами в надёжности и качестве услуг. На сегодняшний день доля сторонних клиентов (не с площадки «МОСКВА-СОКОЛ») уже более 40%.
Оба наших ЦОД очень высокого класса. Кроме того, нам на руку и их местоположение – недалеко от центра Москвы. Клиенты круглосуточно, без сложной логистики имеют доступ к своему оборудованию, в любое время могут провести его проверку, обновление или перенастройку.
Екатерина Латынцева с сотрудниками «Сотела» на VIII ежегодной Конференции руководящего состава Группы компаний «Социум». 10 июня 2022 года
Наш второй ЦОД построен явно вовремя. В связи с известными событиями в мире и проблемами с поставками оборудования, Центры обработки данных, которые находятся на территории нашей страны, становятся очень востребованными.
Планировали запустить второй ЦОД раньше, но, из-за срыва поставки импортного электрощитового оборудования, пришлось искать нового поставщика и немного переделать проект. Поэтому открытие отодвинулось. Сейчас все работы уже полностью завершены. ЦОД-2 введён в эксплуатацию. Официальное торжественное открытие наметили на начало сентября.
Мы перестали быть маленьким оператором связи и превратились в компанию, оказывающую большой спектр услуг. Это произошло на моих глазах. Я благодарна «Социуму» за возможность работать в хорошем, интересном, разностороннем коллективе, не только наблюдать, но и участвовать в развитии новых направлений деятельности компании!