Присутствие в Холдинге таких специалистов-ветеранов, как Алексей Щетинкин, начальник участка обслуживания электрооборудования и систем электроснабжения службы эксплуатации «МОСКВА-СОКОЛ», повышает и престиж профессии, и престиж сервисной службы площадки. Щетинкин настоящий «профи», сознательно выбравший свой путь, ни разу не изменивший ему, сохраняющий и желание работать хорошо, и энергию, которую готов передавать младшему поколению вместе со знаниями.
Совсем недавно Алексею Егоровичу исполнилось 60. Но в его случае возраст не показатель того, что пора на пенсию. Скорее – пора активно делиться с молодыми специалистами, показывать им, почему труд по рабочей специальности столь же престижен, как «офисный», за что его можно любить. Тут ответ, по его мнению, прост: не профессия красит человека, а человек профессию.
Так что же вовлекает в технологичный ручной труд и повышает его уровень и популярность в обществе, по мнению ветерана «Социума»? Прежде всего:
Ранняя самостоятельность
На площадке «МОСКВА-СОКОЛ» Щетинкин трудится уже более 40 лет. Здесь и стал профессионалом. Очень ценит «мужское трудовое братство», сложившееся в службе эксплуатации. Сожалеет лишь о том, что в последние годы несколько нарушилась преемственность поколений, раньше соблюдавшаяся.
Теперь молодёжь в рабочие специальности не слишком стремится. Традиции в стране изменились. Это не новость. Но о дефиците грамотных рабочих рук сегодня говорят и пишут всё чаще. Следовательно, назревавшая годами проблема превратилась в настоящую брешь. Щетинкин говорит, что найти её первопричину не так просто, но, возможно, стоило бы для начала реставрировать систему среднего специального образования, существовавшую прежде.
– Я пришёл на площадку «МОСКВА-СОКОЛ» в 1982 году, сразу после окончания училища № 22 на улице Приорова. Нас готовили для работы на определённом предприятии, и эта базовая подготовка была хорошая, целевая, рассчитанная на ребят из рабочих семей с традициями. Именно такая семья была у меня. Мама и отец всю жизнь проработали на заводе «Моссельмаш». Я с детства приучен к физическому труду. Взять хотя бы необходимость сезонных работ в деревне, куда приезжал на каникулы каждое лето: сенокос, уборка, прополка. И дома было принято работать руками, помогать взрослым. После школы поступил в профтехучилище. Это дало раннюю, абсолютно осознанную самостоятельность. Вот вам и первый большой плюс. Мне это было по душе, – вспоминает Алексей Егорович.
Компетентность и многозадачность
После срочной службы на флоте вернулся на площадку. Говорит, что была возможность пойти учиться дальше, но сам не захотел. Повышал квалификацию «в полях», на практике.
– Мы делали всё сами, без привлечения подрядных организаций: занимались монтажом электрооборудования, прокладкой труб, в трубах прокладывали проводку, сверлили, долбили, электрощиты делали. Работы всегда было много.
Сейчас уже к крупным ремонтным работам часто привлекаются подрядчики, в службе эксплуатации занимаются в основном сервисным обслуживанием, следят, чтобы на площадке всё было исправно и работало как часы.
Я здесь как ротный в армии. Мой рабочий день начинается с осмотра участка, общения с людьми, постановки задач на день. Я должен знать, что не успели сделать вчера, кто здоров, кто заболел. Отвечаю и за участок, и за людей. Сейчас у нас коллектив небольшой, всего 7 человек, самому младшему уже за 40. Поколенческий разрыв всё же случился и у нас.
Поддержка и понимание вышестоящего руководства
Время комсомольских строек и работы по распределению прошло. Сейчас каждый сам выбирает, где ему работать и чем заниматься. Разорвана цепочка «училище – предприятие», и зачастую молодёжь просто не знает, куда идти после учёбы.
В «Социуме», говорит Алексей Егорович, боролись с этой общей негативной тенденцией ещё с середины 2000-х годов.
– Яна Львовна Смелянски, получив «добро» Акционера, поддержала идею создания молодёжного крыла службы эксплуатации. Тогда многие ребята приходили к нам работать сразу после армии, кто-то так и остался с нами на площадке и сейчас уже имеет «ветеранскую» выслугу лет в Холдинге.
Мы брали на работу даже без специального образования, учили всему сами. Сложился довольно молодой коллектив. Ребята тянулись друг к другу, им было интересно вместе. Получилась такая «республика ШКИД». При этом даже не пришлось специально создавать какой-то «учебно-производственный комбинат».
Концепция укладывалась в общую производственную парадигму: мы работаем, при этом выполняем определённую социальную функцию, поддерживая престиж рабочих специальностей. Даже конкурсы проводили на звание лучшего мастера, чтобы создать дополнительный стимул для тех, на кого благотворно действует эффект здоровой конкуренции, – говорит Алексей Егорович.
В «Социуме» и сейчас готовы работать с молодыми ребятами, предложить им достойные зарплаты. Как говорит Щетинкин, «молоток в руках держать научим, главное, чтобы было желание учиться и работать честно». В Холдинге есть условия для развития и профессионального роста – отличный коллектив, наставники, которые хотят передать своё дело в надёжные крепкие руки.
Алексей Егорович готов воспитать смену, понимает, что возрастные специалисты не всегда могут выполнять, например, сложные высотные работы, зато способны сохранить общий высокий уровень предоставляемых службой сервисов за счёт передачи навыков.
Руководители разных уровней понимают необходимость привлечения молодёжи, коммуникации налажены не только по горизонтали, но и по вертикали. Так что и с этой стороны препятствий нет.
Трудовое братство
– Благодоря нашему непосредственному руководителю, Эмме Андреевне Харламовой, у нас в службе сложились честные доверительные отношения и, как следствие, полное взаимопонимание в коллективе, уникальный командный дух и ощущение сплочённой работы на результат, плюс чёткое взаимодействие между участками, как и положено в слаженном механизме.
Отдел аренды, охрана, технические подразделения – у каждой службы свой функционал, но при этом мы работаем так, чтобы не подставлять друг друга, а наоборот, дополнять и поддерживать. Здесь надо впрягаться, и впрягаться в работу коллективную, а не жить по принципу «я уникальный одиночка, я вас слушать не хочу», – отмечает Алексей Щетинкин.
Принцип коллективной работы и личной ответственности очень ему близок.
– Найти и воспитать преемника, а потом купить домик у моря и уйти на заслуженный отдых, – смеётся Щетинкин в ответ на вопрос о планах. – У каждого человека есть свой предел ресурсов, у меня он ещё не выработан, и мне жалко бросать коллектив, свой участок. Я с этими людьми за одним столом обедаю, я не просто им начальник, мы – соратники. У нас сложилось мужское трудовое братство. Я очень ценю каждого из них.