Главные задачи службы безопасности (СБ) предприятия – экономическая безопасность, контроль пропускного и внутриобъектового режима, охрана предприятия с помощью современных технических средств.
Мы в ответе за вход и выход людей на завод, въезд и выезд транспорта, ввоз и вывоз грузов, выявление лиц, которые не прочь что-то с предприятия вынести или незаконно проникнуть на его территорию. В этих вопросах тесно взаимодействуем с ЧОП «Социум-Крепость Поволжье», – рассказывает руководитель СБ Владимир Гринин. – Постоянно под наблюдением периметр предприятия, внутренняя и прилегающие территории. Также в нашем ведении работа пожарной сигнализации. Очень актуальная задача – проверка на благонадёжность всех контрагентов, с которыми сотрудничает завод.
В состав службы безопасности входят 20 сотрудников: трое работают в бюро пропусков, 14 человек – в группе технических средств охраны, три специалиста занимаются экономической безопасностью.
Самое гостеприимное бюро
Самое гостеприимное бюро – бюро пропусков СБ. Здесь начинается заводская жизнь каждого приборостроителя – всем устраивающимся на работу выдаётся пропуск; сюда же неизменно прибывают командированные, гости АПЗ, чтобы получить временный или разовый пропуск.
Конечно, бюро старше современной службы безопасности, в разное время оно относилось к ВОХР, РСО. Ведь документы для входа на завод получали ещё самые первые поколения приборостроителей.
Но в последние годы здесь заметно усовершенствовали систему работы. Давно ушли в прошлое бумажные карточки, заполнение документов вручную. Рабочие места оборудованы современными программами учёта. Процесс максимально автоматизирован.
Несколько лет назад появились новые электронные пропуска. В этом году усовершенствовался процесс выдачи разовых или временных пропусков. Теперь наше помещение оборудовано фотокамерой. И прежде чем выдать пропуск гостю предприятия или командированному, мы обязательно фотографируем этого человека, вносим в систему все данные о нём и сопровождающем лице, – отмечает начальник бюро пропусков Надежда Морозова. – Весь учёт выданных пропусков осуществляется с помощью специальных компьютерных программ. Бумажных документов остаётся все меньше и меньше. С каждым годом наша служба всё более совершенствуется, работать становится удобнее, быстрее, да и приятнее.
Внимательный взгляд
Группа технических средств охраны – самое «внимательное» подразделение АПЗ. По всему периметру завода, его внутренней и прилегающей территории установлены камеры видеонаблюдения. Это позволяет исключить незаконное проникновение, не допустить противоправных действий.
Впервые видеонаблюдение на территории АПЗ заработало в 2010 году, – рассказывает мастер участка группы технических средств охраны СБ Дмитрий Фролов. – С прошлого года идёт масштабная реконструкция и модернизация этой системы. Переходим на цифровые методы регистрации событий, в чём нам очень помогает ОСТС. Начат переход с аналога на цифру и в системе пожарной сигнализации. Она станет надёжнее, снизится количество ложных срабатываний и эвакуаций. Эта работа уже завершается в здании заводоуправления. В ближайшие 2-3 года переведём на новую систему весь завод.
Сейчас идёт подготовка специального помещения на предприятии, куда на мониторы будут выводиться изображения со всех видеокамер СБ. Там же разместят пульт пожарной сигнализации, пост охраны.
Обновятся и принципы работы охранной сигнализации. Очень часто в проходной создаётся очередь из ставящих (снимающих) на сигнализацию своё рабочее помещение. Решено попробовать совместить этот процесс с открытием и закрытием замка охраняемого помещения с помощью заводского пропуска. При поднесении пропуска к устройству, расположенному возле двери, замок срабатывает, и автоматически помещение ставится на сигнализацию или снимается с неё. Cистема будет реализована на 4 этаже заводоуправления.
Доверяй, но проверяй
Основной рабочий документ для специалистов по экономической безопасности – реестр поставщиков. В нём содержится информация обо всех контрагентах, с которыми сотрудничает АПЗ.
Раньше свой реестр был в каждом подразделении, которое занимается закупками. Теперь он один на всё предприятие, и ведём его мы. Отслеживаем финансовое состояние контрагента, его платёжеспособность, репутацию, – говорит руководитель СБ Владимир Гринин. – Руководствуемся внутренним нормативным документом – Положением о закупках. В нём указаны параметры, которым должен соответствовать поставщик. Если выясняется, что он неблагонадёжен, договор не заключается, начнутся поиски нового контрагента.
Работают специалисты и по заявкам на приобретение товарно-материальных ценностей: сравнивают предлагаемые поставщиками цены и средние цены на продукцию по региону.
– Жизнь идёт, современная экономическая ситуация такова, что, возможно, сегодня вы успешная благополучная компания, а завтра – убыточная, – отмечает Владимир Владимирович. – Поэтому раз в год реестр актуализируем – в начале года проверяем всех поставщиков, работают они по-прежнему или нет.