На прошлой неделе состоялся тренинг для собкоров предприятий холдинга «Социум».
По заданию редакции нам необходимо было взять интервью у одного из руководителей компаний и проектов. Жеребьёвка выдала нам счастливый билет – возможность поговорить по душам с молодым и энергичным генеральным директором ООО «СОЦИУМ-ЭНЕРГО», капитаном футбольной команды «Социум» Вячеславом Дерешем и даже сделать с ним селфи на память.
Корреспонденты: Екатерина Кураченко (АО «СОЦИУМ-А»), Артём Канашкин (газета «Новатор», АО «АПЗ»), Елена Ратина (ООО «АПКБ»)
Зная, что Вячеслав Геннадьевич – великолепный профессионал, уважаемый своим коллективом руководитель, а также любитель спорта, мы решили построить интервью именно на этих двух сферах его жизни. Попытались провести параллели между спортом и бизнесом. Вот что у нас получилось.
– Вячеслав, на Ваш взгляд, что общего между бизнесом и спортом? Эти две сферы, наверное, не зря часто сравнивают?
– И там, и там нужна сплочённая команда, объединённая общей идеей. В наличии команды единомышленников и заключается успех любого дела.
– Тогда о командообразовании: какие качества членов Вашей футбольной команды и команды, работающей с Вами, Вы более всего цените?
– В бизнесе нужны такие же качества, как и в спорте. Компетентность, опыт, трудолюбие, усердие ценятся в любом деле.
Матч «Аэроэкспресс» – «Социум». Фото: fbliga.ru
– Как попасть в Вашу команду? Как человек должен себя вести, чтобы Вы его заметили и пригласили?
– Нужно быть активным и проявлять себя. Самому себя продвигать, пытаться быть полезным. На таких людей, естественно, обращаешь внимание, их хочешь видеть у себя в команде. Когда всё делается из-под палки, у такого коллектива ни в спорте нет будущего, ни в бизнесе ничего хорошего не получится. А когда существует некий союз между сотрудниками или между спортсменами, объединёнными общей целью, тогда всё будет хорошо.
Здесь важно проявлять себя, думая, скорее, не об индивидуальных достижениях, а о том, как принести пользу команде, бизнесу, общему делу. Вот такие люди всегда заметны, и их всегда хочется мотивировать, поощрять их инициативы.
– Сейчас снова в моде корпоративные ценности. Мы часто говорим о ценностях компаний холдинга. А в футбольной команде «Социума» некие объединяющие идеи имеются?
– Конечно, такие идеи есть. Когда человек играет за некую команду, о которой ещё никто не знает, он, безусловно, пытается принести ей пользу, но не всегда использует для этого все свои возможности, все силы. Абсолютно по-другому ведут себя футболисты брендовой команды. Команда на виду, её все знают, и это сильнейшая мотивация для игроков. Так что обязательно нужно создавать бренд, хотя бы внутренний, а он формируется как раз из ценностей, в которые верят все.
– В командном спорте есть такое выражение «Знай своё место – и всегда будешь первым». То есть вратарь не должен стремиться забивать, а защитник бежать в атаку. Каждый должен быть королём именно на своей позиции. А в бизнесе такой принцип уместен, как думаете? Каждый член команды, как в оркестре, должен играть строго свою партию для общего звучания? Или импровизация, выход за рамки тоже возможны?
– Безусловно, в бизнесе, как и в спорте, человек должен знать своё место, но импровизация, умение сориентироваться и выручить, когда надо, необходимы. Если сложилась ситуация, что игроку левого фланга нужно переместиться в центр, потому что здесь и сейчас это более выгодная позиция для игры, игрок это сделает. Главное, чтобы его компетенция это позволяла. Точно так и в работе: обладая компетенциями, интуицией, способными помочь бизнесу, человек вправе проявить их, переместившись в другую часть «поля», где он принесёт больше пользы.
Фото: Александр Омельянчук
– В спорте есть разделение на любительский и профессиональный уровни, высшую лигу и так далее. Можно ли здесь провести какие-то аналогии с бизнесом?
– Бизнес сам по себе уже профессиональный уровень. У нас есть законодательное разделение бизнеса на малый, средний и крупный. Может быть, такое сравнение подойдёт.
– Помогают ли в работе стратегии и тактики, применяемые в футболе? Например, можно ли сравнить оборону в футболе и попытки избежать неприятных, опасных ситуаций в бизнесе?
– Подход и методы оборонительной тактики в футболе и бизнесе разные, а вот идея одинаковая. Готовиться к обороне, уметь быстро мобилизоваться, отстаивать свои интересы и долю на рынке, расширять дело, бороться с конкурентами всеми законными методами. Я думаю, эта схема знакома всем настоящим игрокам спорта и бизнеса.
– Какие навыки руководителя высшего звена помогают Вам в руководстве футбольной командой?
– Помогают лидерские качества. Без них невозможно быть капитаном ни в спорте, ни в бизнесе, ни даже в семье. Умеешь принимать решения и, главное, нести за них ответственность – значит, будешь капитаном по жизни. Я сомневаюсь, что руководители дома ведут себя как серые мыши – просто сидят, слушают, а потом выполняют. Скорее всего, высказывают своё мнение, выслушивают мнения членов семьи и принимают решения.
– Ваш совет начинающим бизнесменам и спортсменам: как стать победителем?
– Желание побеждать и стремление получить опыт, даже набивая шишки, – это самое важное. Если тебя не берут команду – значит, пробуй сам. Вот как в футболе: тренируешься, отрабатываешь технику сам, пока тебя кто-то не заметит. То же самое относится к молодому сотруднику, закончившему вуз и ещё слабо представляющему, как этот бизнес работает.
Устраивайтесь на работу по профессии, потому что в любом деле нужна практика. И пробуйте себя проявлять. Как я уже говорил, активные люди всегда заметны, их продвигают.
Сразу после института никто тебя директором не сделает. Да и не справится молодой человек с такой ответственностью, потому что не обладает соответствующим опытом, пусть даже у него прекрасная теоретическая база.
– Какие новые горизонты наметились лично для Вас – в бизнесе и футболе?
– В бизнесе реформируем энергетическое направление. Из компании, управляющей недвижимостью, выделились две новых бизнес-единицы. Первая, АО «СОКОЛ-ЭНЕРГО» – это компания, занимающаяся производством тепловой энергии и горячей воды. Здесь мы практически состоялись, осталось выйти на безубыточный уровень.
Вторая, АО «СОЦИУМ-ЭНЕРГОСИСТЕМЫ» – компания, занимающаяся транспортировкой энергии и энергоресурсов. Здесь мы состоялись в области транспортировки тепловой энергии и горячей воды. Транспортировка электроэнергии начнётся с 1 января 2019 года. К сожалению, пока не успели охватить всю инфраструктуру, которую планировали, – это касается транспортировки воды и стоков. Планируем завершить становление во втором квартале 2019 года. Вот наши ближайшие планы.
Над спортивными горизонтами тоже работаем. Будем рады новым игрокам, готовым сражаться за футбольную честь «Социума». Так что, если Вы умеете играть в футбол, если вы активный и инициативный, добро пожаловать в нашу сборную, места ещё есть.
Елена Ратина, Екатерина Кураченко, Вячеслав Дереш и Артём Канашкин