АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина» (АПЗ) показал на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» беспилотный летательный аппарат (БПЛА) вертолётного типа «Грач». Это продукт российского производства, включая двигатель и лопасти, рассказал «РГ» заместитель главного конструктора АПКБ Владимир Пименов.
– Выставка доказывает необходимость такого рода машин. Это малоразмерный вертолёт взлётной массой до 120 килограммов. Масса полезной нагрузки – до 40 килограммов, дальность полёта – 400 километров, максимальная высота – 4000 метров, время полёта – четыре часа, а разворачивания – до 30 минут. При получении лицензии мы готовы кому угодно показать испытательную базу и демонстрационные полёты, – отметил Владимир Пименов.
По его словам, в применении такого комплекса заинтересованы не только военные, но и гражданские ведомства и компании. Это уже доказали многочисленные встречи и договорённости в рамках форума.
– Если мы говорим про Министерство обороны – это готовый комплекс радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. В дальнейшем – перевозка опасных грузов, защищённой информации, контейнеров с данными или, например, боеприпасами ограниченного размера и веса, который мы можем себе позволить. Если говорить о гражданском применении – это поиск и спасение людей, доставка грузов первой помощи, обеспечение сотовой связи во время чрезвычайных ситуаций, когда рушатся, падают вышки, – пояснил Владимир Пименов.
Заинтересовано в таком беспилотнике и МЧС. Ведомству он поможет быстро обнаруживать пожары, искать людей. Для этих нужд БПЛА могут оснастить инфракрасными камерами, дальномерами и другим оборудованием.
Также запросы на него есть у «Сбербанка» и «Почты России». Их интересует доставка ценных грузов, в том числе в режиме ЧС. К примеру, через разлив реки, какое-то обрушение или пожар, доставка грузов в горной местности, где затруднено или отсутствует движение транспорта. Сельскому хозяйству такой беспилотник может пригодиться для орошения угодий.
– На сегодня все детали полностью разработаны и изготовлены нами. Ключевая особенность машины – это её класс. В этом классе у нас прямых конкурентов нет, есть машины, с которыми можно сравнить, к примеру, беспилотники, которые производят в Австрии и Белоруссии, но там машины более тяжёлого класса, – уточнил Владимир Пименов.
Кстати, экземпляр, представленный Арзамасским приборостроительным заводом на «Армии-2019», не единственный. Ещё два образца сейчас проходят испытания, а три машины – в стадии изготовления.
Комментарий
Олег Лавричев, генеральный директор АО «АПЗ»:
– В этом году мы впервые вышли на выставку форума «Армия» со своим стендом. В прошлом году мы были в составе стенда Военно-воздушной академии. Сегодня академия также демонстрировала наш беспилотник с функциональной нагрузкой, а АПЗ – сам вертолёт-носитель, который вызвал интерес у различных организаций. Наша задача – получить указания на инициативную разработку, заручиться поддержкой Министерства обороны и открыть опытно-конструкторские работы. В прошлом году министр обороны Сергей Шойгу дал указание провести военно-технический эксперимент и представить макетный образец на выставке. В этом году мы показали ему макет, прошедший с положительным заключением военно-технический эксперимент. Мы надеемся, что будет отдано соответствующее распоряжение президентом в адрес структур Минобороны, которые дадут новый импульс нашей работе в рамках техзадания и утверждения ОКР. Президент Владимир Путин также прошёл возле нашего стенда. Сотрудники Военно-воздушной академии доложили ему о нашей совместной разработке. Ждём от военного ведомства дальнейших указаний. Сейчас идёт ежедневная работа, связанная с решением уже деталей конструктива аппарата. Перед нами стоит много задач, связанных с заменой некоторых импортных составляющих этого БПЛА. Как раз на эту тему мы много говорим с нашими партнёрами по кооперации.
По материалам «Российский Газеты»
Кликните на фото для увеличения