Моя сестра, Татьяна Канзавели, начала подрабатывать в кооперативе «Социум» в качестве преподавателя в компьютерной школе и настойчиво советовала мне примкнуть к ребятам. Ей казалось, что я хорошо впишусь в коллектив молодых, перспективных и предприимчивых людей. Видимо, я выглядел именно таким.
В то время основное направление деятельности кооператива было связано с IT и АСУ. А по образованию я инженер-механик, и тогда работал на Бакинском станкостроительном заводе. То есть с «Социумом» у меня не было ничего общего.
Но вот однажды, это произошло осенью 1988 года, я собрался с духом и отправился на встречу. Всех подробностей уже не помню. Вспоминаю такую картину: маленькая комната, в которой царило «броуновское движение», все о чём-то одновременно говорили, входили, выходили. Так как я не имел особо понятия, чем же конкретно занимается «Социум», то устраиваться я пришёл «просто на работу» с целью, во-первых, проявить инициативу, а во-вторых – начать хорошо зарабатывать.
Беседовал со мной лично Игорь Рауфович Ашурбейли. Но собеседования как такового не получилось, он задал мне несколько вопросов. И тотчас наш разговор закончился тем, что я совершенно не подхожу «Социуму» как сотрудник по своим знаниям и умениям. Однако мне был дан шанс.
Если я придумаю нечто такое, что можно будет использовать в рамках деятельности кооператива, то меня здесь ещё раз готовы выслушать и, возможно, принять на работу. Вернулся я домой и стал думать. Идей было много, но, в конце концов, одну из них Игорь Рауфович одобрил.
Первое время я работал в «Социуме» по контракту. Вскоре познакомился с другими сотрудниками. Изначально у меня, как и у них, была неуверенность в завтрашнем дне. Никто точно не знал, как в дальнейшем сложится судьба кооператива. Многим казалось, что временное послабление вот-вот прекратится и они исчезнут.
Тем не менее «Социум» рос, крепчал, обрастал новыми контактами, контрактами и людьми. И в какой-то момент появилось ощущение, что всё, что происходит с нами, – это здорово! Это перспектива, есть куда идти. Работали часто до полуночи, обсуждали какие-то проекты, спорили.
Уже после первых двух «сторонних» работ Игорь Рауфович предложил мне постоянную работу. К тому времени я уже не представлял себя вне фирмы, так как стал частью этой, на тот момент ещё маленькой, но перспективной организации.
Моя постоянная работа в штате «Социума» началась в специально созданном подразделении. Его сотрудники помогали предпринимателям оформлять документы для регистрации компаний, фирм, предприятий в органах власти, готовили их финансовую и бухгалтерскую отчётность к сдаче в налоговую инспекцию.
Сложность заключалась в отсутствии хорошо прописанной законодательной базы, а также опыта работы в районных и городских регистрирующих учреждениях. К тому же мне долго не удавалось выработать в себе такое важное качество, как скрупулёзность, и всегда не хватало времени, чтобы на заключительном этапе тщательно проконтролировать тексты.
Сотни страниц уставных документов ряда компаний готовились одновременно, и проверить все документы на опечатки и несоответствия я просто не успевал – так хотелось быстрее выдать результат и достичь финишной черты. Конечно же, не обходилось без замечаний со стороны руководства, моя торопливость подводила меня. Хотя был и ещё один оправдывающий меня в собственных глазах фактор.
В моём распоряжении находился слабенький компьютер XT с 20 мегабайтами памяти, на которых едва-едва помещалась операционная система DOS и текстовый редактор Word Perfect. На документы места уже не хватало. Всё хранилось на 5.25 дюймовых флоппи-дисках, которые постоянно портились.
Работа работой, а про отдых при таком жёстком графике мы не забывали. Помню повальное увлечение компьютерными играми. После работы почти все сотрудники усаживались за компьютеры и просиживали за ними далеко за полночь (ходили слухи, что самые азартные сидели чуть ли не до утра). Играли в такой симулятор (по-моему, Abrams?), Sim-city, Prince of Persia.
Наша корпоративная жизнь всегда была насыщенной, особенно праздники. Отлично помню и первое празднование в офисе 8 марта. Тогда только появились записи Патрисии Каас, и все замирали при первых звуках «Mademoiselle chante le blues»…
Вот так, работая в «Социуме», я рос как профессионал и человек. Стал хорошим менеджером. И выпорхнул из родного гнезда. Но до сих пор поддерживаю связь с наиболее близкими людьми по «Социуму», стараюсь быть в курсе происходящего.
Здесь, в США, занимаюсь в основном маркетингом, рекламой, концертной и выставочной деятельностью, торговлей. Как говорится, всем понемногу, по чуть-чуть. Те знания и навыки, которые приобрёл в «Социуме», помогают сохранить свой бизнес в условиях высокой и постоянной западной конкуренции.
«Социум» навсегда останется для меня не только коллективом профессионалов, но и обществом единомышленников и мечтателей, идущих к своей цели. Вернее, не обществом, а семьёй.
Люди, с которыми я познакомился в «Социуме», до сих пор мои друзья. А некоторые члены команды «Социума» – гораздо больше, чем друзья. То, как мне помогал и помогает Игорь Рауфович Ашурбейли, основатель «Социума», трудно оценить словами.
Для работы в холдинге, на мой взгляд, нужны следующие качества – быть профессионалом своего дела, быть лояльным своей компании, уметь работать в команде, быть честным. Наверное, на тот момент, я ещё не был профессионалом. Но честность и умение работать в команде уже присутствовали в моём неокрепшем сознании и сохранились и по сей день.
Хочу пожелать всем крепкого здоровья – руководству «Социума», коллективу предприятий, членам их семей. Пусть дело «Социума» живёт и процветает!