Проект года: следящий электромеханический рулевой привод элерона для самолёта Т-50

Следящий электромеханический рулевой привод элерона для самолёта Т-50

По итогам 2019 года рейтинговая комиссия присудила корпоративную награду «Социума» новой разработке специалистов ООО «АПКБ».

В настоящее время Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро завершило НИР (научно-исследовательскую работу) и часть ОКР (опытно-конструкторской работы) по созданию следящего электромеханического рулевого привода элерона для самолёта Т-50.

Головным заказчиком ОКР выступает ПАО «Компания «Сухой». Генеральный заказчик – Министерство торговли и промышленности Российской Федерации.

Серийный выпуск изделий в количестве 96 штук в год планируется начать в 2024 году. Сейчас проходит приёмка первого этапа СЧ ОКР (составной части опытно-конструкторской работы), документы направлены в Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации. А специалисты АПКБ приступают  к следующему этапу – разработке рабочей конструкторской документации.

Данный электромеханический привод предназначен для преобразования электрической энергии в механическую (возвратно-поступательное перемещение).

Трансформация вращательного движения двигателя в поступательное движение выходного вала осуществляется с помощью самого перспективного и сложнейшего в расчётах механизма ролико-винтовой передачи (РВП).

Работы осуществляет конструкторское бюро приводов и исполнительных механизмов под руководством заместителя главного конструктора ООО «АПКБ» Владимира Сухорукова.

– Перевод управления самолётом с гидравлики на электромеханику – это тренд на мировом рынке авиастроения и новшество для российской авиации. Пока речь идёт о военной авиации, но и проектировщики гражданских самолётов начинают интересоваться этой темой, – прокомментировал Владимир Сухоруков. – Например, некоторые гражданские лайнеры отечественного производства в свой состав включают электромеханические механизмы перестановки стабилизатора и механизации крыла. У нашей организации действующие контракты по разработке самых ответственных приводов управления стабилизатором для обоих самолётов.

Характеристики следящего электромеханического рулевого привода элерона для самолёта Т-50:

Наименование показателя

Значение

Полный ход выходного звена от упора до упора, мм

62 +1,5 -1,0

Максимальное усиление, развиваемое на выходном звене, тонн

7,5

Потребляемая мощность привода, Вт

5000

Сигнальное питание, В

27

Инерционная масса, приведённая к выходному звену, кг

200

Скорость выходного звена, мм/с

80±10

 

Примечание:

Элерон – подвижный фрагмент на задней части крыла самолёта, который позволяет изменять подъёмную силу, создаваемую крылом. Обычно на каждой консоли крыла расположено по одному элерону; элероны двигаются синхронно, но в разных направлениях.