Кафедра была открыта полгода назад по инициативе генерального директора АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина» Олега Лавричева и ректора Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева Сергея Дмитриева.
Мнением о работе кафедры делятся её преподаватели и студенты.
«Базовая кафедра – проект, устремлённый в будущее»
Валерий Перенков, заместитель главного технолога, главный конструктор технологических систем АПЗ, председатель государственной экзаменационной комиссии АПИ НГТУ по направлению подготовки «Технология машиностроения», преподаватель базовой кафедры:
– Имея многолетний опыт работы с вузом, могу сказать: само создание кафедры – проект инновационный, он позволит устранить проблемы, которым десятилетиями не находилось решения.
Во-первых, открылась возможность включить в учебный процесс материально-техническую базу предприятия. Практически ни один вуз, включая и НГТУ, не располагает уникальным дорогостоящим оборудованием, какое есть на Арзамасском приборостроительном заводе. Это отмечали и известные заведующие кафедрами университета из числа профессоров: Игорь Леушин, Михаил Михаленко, Геннадий Гаврилов, Олег Кошелев, побывавшие на нашем предприятии. По их заключению научная и практическая база АПЗ позволяет вести образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне по направлениям материаловедения, электрохимии, штамповки, литья металлов и пластмасс и другим.
Во-вторых, удалось связать воедино высшую школу с производством, так как студенты стали полноправными членами заводского коллектива: во время учёбы в институте многие из них по совместительству работают в цехах и отделах АПЗ. То, что на время учёбы они становятся сотрудниками завода, полезно и для ребят, и для предприятия.
И, наконец, стала возможной целевая подготовка студентов по тематике и направлениям развития предприятия. Известно, что университет готовит специалистов в рамках образовательных стандартов, развивая у студентов навыки самостоятельного поиска ответов на технические вопросы. С открытием кафедры имевшие место претензии по поводу недостаточной профильной подготовки уходят в прошлое. Сегодня Арзамасский приборостроительный завод помогает студентам приобрести практические профессиональные навыки. На первом этапе студенты приобщаются к самостоятельной работе на инженерно-технических должностях, определяя для себя правильность выбора профиля специализации. На втором – приобретают навыки инженерной работы в должности, соответствующей предполагаемой работе по окончании института, что и представляет собой целевую подготовку выпускников.
По данным учёных, 80% российских школьников мечтают о вузе, не слишком задумываясь о востребованности будущего диплома. Работая в заводской квалификационной комиссии, вижу, как много специалистов с высшим образованием сегодня трудятся не по профилю, часто на рабочих специальностях, хотя и затратили на учёбу время и средства. Кафедра «Инновационные промышленные технологии» призвана частично устранить такое несоответствие.Валерий Перенков, заместитель главного технолога, главный конструктор технологических систем АПЗ, председатель государственной экзаменационной комиссии АПИ НГТУ по направлению подготовки «Технология машиностроения»
Магистры на базовой кафедре обучаются по учебным планам, согласованным с работодателем. Кафедра участвует в разработке образовательных программ целевой подготовки специалистов для АО «АПЗ». В перспективе – проведение совместных научно-технических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным научно-техническим направлениям, публикация совместных с АПИ НГТУ научно-методических работ, создание творческих коллективов для реализации совместных научно-исследовательских проектов.
«Мы очень рады, что у нас появилась базовая кафедра АПЗ»
Татьяна Рябикина, доцент, кандидат технических наук, заместитель заведующего кафедрой «Технология машиностроения» АПИ НГТУ:
– Базовая кафедра помогает вузу ещё больше приблизиться к предприятию, его проблематике. Студенты погружаются в задачи завода, производственные отношения, изучают документооборот. Им демонстрируется, как взаимодействуют несколько производств на предприятии, участвующих в выпуске изделий. Наши магистры, например, никогда не занимались такими вопросами, как внедрение в производство изделий и планирование этого процесса. Сейчас студентам на практике объясняют, как это делается на всех этапах производства. Всё это положительно влияет на адаптацию наших выпускников на заводе.
С другой стороны, и на Арзамасском приборостроительном заводе уже приглядываются, кто придёт к ним на работу, так как в процессе обучения ребята проявляют себя и с личностной, и с профессиональной стороны.
Сейчас мы очень тесно работаем со специалистами АПЗ. Они участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, являются консультантами и рецензентами выпускных квалификационных работ. В дальнейшем планируется привлекать их и к подготовке магистерских работ. Для нас важно, чтобы в их основе лежали производственные задачи, а для этого нужно поработать на предприятии. В идеале наша общая цель – сделать так, чтобы магистерская диссертация как раз и стала решением одной из задач производства АПЗ.
По итогам прошедшей сессии все магистры сдали экзамены на «четыре» и «пять», что само по себе является хорошим результатом нашей работы.
«Учиться мне интересно»
Марина Плиткина, студентка базовой кафедры по направлению «Приборостроение»:
– Будучи студенткой, в конце сентября 2015 года я устроилась на АПЗ инженером-конструктором в отдел главного конструктора по гражданской продукции. Занимаюсь проектированием разводки плат в программе «P-CAD». Тема магистерской диссертации однозначно будет связана с работой.
Сейчас нам читают новый интересный предмет «Современные проблемы приборостроения». Преподаёт его ведущий инженер-конструктор Сергей Юрьевич Юрманов. В прошлом семестре также были предметы, которые читали ведущие специалисты АПЗ. Все они очень интересные люди, настоящие профессионалы.