Переселение городских жителей в сельскую местность социологи называют новым трендом. Интерес к жизни в деревне особенно возрос в последнее время. Весной жители мегаполисов на себе ощутили все прелести изоляции в многоквартирных домах и искренне завидовали тем, кто мог сбежать на дачу или в деревню.
– Коронавирус и вынужденная изоляция заставили многих горожан задуматься о переезде за город. На земле изоляцию переживать проще. Однако жизнь в деревне не так проста, каждый должен это понимать. Выбор между городом и селом должен быть полностью осознанным, идеализм стоит отбросить, – уверен наш собеседник.
Упаднические настроения переломить сложно
Пасторальные картины, которые рисует воображение, могут оказаться довольно далёкими от действительности. Много кислорода, бескрайние просторы, натуральные продукты со своего огорода (если потрудиться, конечно), и в то же время – отсутствие привычного в городе транспортного сообщения, полноценной медицины и образования, все тяготы физического труда и совсем не простые люди вокруг, которые вполне могут воспринять приезжих как чужаков.
– В деревенской жизни много плюсов: свежий воздух, качественные продукты, простор, свой дом, где по-другому, не как в городе, строишь свою семью и воспитываешь детей. Я родился в городе, вырос в деревне, учился в городе, так что мне есть с чем сравнивать. Сейчас нет современных сёл с развитой инфраструктурой, куда молодым амбициозным людям хотелось бы переехать. Хирину повезло, что есть «Социум-Поселения», которые занимаются благоустройством, построили здесь Общественный центр, создают рабочие места, но «Социум-Поселения» не могут всех обеспечить и изменить жизнь людей к лучшему без их на то желания и участия. Нужно что-то делать и самому, и прежде всего – менять сознание, – отмечает о. Александр.
Главная проблема в селе – психологическая. Люди здесь часто замыкаются в себе и на своих проблемах. То, что находится за границами их села или даже двора, просто перестаёт интересовать, кажется недоступным, а потому – ненужным. Конечно, и здесь встречаются люди с активной жизненной позицией. В Хирино они участвуют в работе «Социум-Поселений» и в инициативах Общественного центра. И всё-таки таких меньшинство.
– Заброшенность и депрессивность – вот основные недостатки нынешней деревни, – говорит священник. – Местные жители не хотят ничего менять. В христианстве самое важное – это желание меняться, учиться. Но упаднические настроения переломить очень сложно.
Городские приходы могут позавидовать
Молодая семья Жарковых прижилась в Хирино во многом благодаря активности о. Александра и его супруги Наталии. За лето отец Александр перезнакомился практически со всей хиринской молодёжью и заслужил уважение местных жителей. Двери дома священника всегда открыты для прихожан храма и для односельчан.
День православной книги в библиотеке Общественного центра села Хирино
Приходская жизнь идёт своим чередом. Люди приезжают на крестины и венчания, службы расписаны по часам.
– Наша приходская жизнь устроена так, что и городские приходы могут позавидовать. На службу в храм приезжают из окрестных сёл и даже из Арзамаса. После службы я могу уделить время каждому. Стараюсь возрождать в Хирино традиции приходских священников. Например, на похороны я хожу не просто отпевать, а сопровождаю до кладбища. Мой долг священника – помочь семье умершего, – говорит о. Александр.
Энергии и сил у хиринских новосёлов хватает не только на работу и свой дом, но и на общественную деятельность.
– Денис Ильич Шмелёв, генеральный директор «Социум-Поселений», летом выделил мне косилку, у своего отца я арендовал триммер и занялся благоустройством территории вокруг храма. А потом пошёл косить бурьян на своей улице. Люди, глядя на меня, стали убираться возле своих домов. Некоторые предлагали свою помощь. Хотя случались и такие диалоги: «Неужели трудно убрать эту кучу мусора у вашего забора?» – «Не ваше дело!». Для жителей было внове, что священник сам делает тяжёлую работу. Для меня это был элемент проповеди, – говорит о. Александр.
Денис Шмелёв, генеральный директор «Социум-Поселений»
Долгий путь к сознательности: для чего Моисей 40 лет водил народ по пустыне
– Для того, чтобы в Хирино всё кардинально изменилось, нужно время. Я вижу, что уже многое сделано, видел план «Социум-Поселений» по развитию села, этот план замечательный. Но без людей, которые будут претворять эти идеи в жизнь, ничего не получится. Моисей 40 лет водил иудеев по пустыне, чтобы в землю обетованную вошли свободные духом люди, способные отвечать за себя и свой народ и развивать новое, – отмечает о. Александр.
Общественный центр села Хирино
Настоятель и матушка Наталия много времени уделяют работе Общественного центра. Молодому священнику нравится общаться с детьми и подростками. Его супруга помогает в организации праздников и постановке спектаклей, а сам отец Александр организовал секцию настольного тенниса.
– Я хочу вывезти ребят на соревнования в райцентр, чтобы разбудить в них амбиции, желание что-то делать, учиться и менять свою жизнь и жизнь деревни, – говорит он.
В Хирино собственной школы уже давно нет. Детей в селе мало, и они учатся в соседнем Светлогорске – добираются за 7,5 км, там работает девятилетка. Старшеклассники вынуждены ездить в райцентр – в Шатки. После уроков автобус сразу отвозит школьников домой. То есть у юных хиринцев практически нет возможности общаться со своими одноклассниками вне школы. Отец Александр считает это проблемой. Ведь широкий круг общения, совместные затеи очень важны для воспитания подрастающего поколения.
Татьяна Гусева, администратор Общественного центра села Хирино
– Мы с администратором Общественного центра Татьяной Гусевой хотим, чтобы на праздники в Хирино почаще приезжали ребята из соседних школ не только на День села или Новый год, чтобы дети дружили, общались и вместе занимались. Нужен транспорт, чтобы возить детей на мероприятия, – говорит о. Александр.
Священник считает, что жизнь в деревне не каждому подходит. Горожанам проще адаптироваться к сельской жизни, если они приезжают в деревню на время, но те, кто осознанно выбрал жизнь в сельской местности, должны быть готовы к трудностям, готовы меняться сами и менять жизнь вокруг.
Александр Авдеев
Кстати, в Хирино живёт ещё один пример осознанной миграции из города. Александр Авдеев купил дом в селе, и сначала приезжал сюда лишь на лето. В Нижнем Новгороде у него была насыщенная жизнь, там он успешный юрист, даже открыл бесплатную юридическую консультацию.
Библиотека Общественного центра получила подарки от Партии Возрождения России
Сейчас окончательно переехал в Хирино, в сентябре избран муниципальным депутатом от Партии Возрождения России, представляет интересы Архангельского сельсовета, к которому относится и Хирино, в городской Думе Арзамаса.
– До восстановления храма здесь действительно был полный упадок, – вспоминает Александр Авдеев. – Трава выше пояса и грязища повсюду. Коровы паслись в развалинах храма. Стадо из 300 голов вытаптывало всё село. Мы пытались с этим бороться, но тщетно. Девушки даже не знали, что такое туфельки. После реставрации храма постепенно всё преобразилось. Приятно вечером выйти из дома и посмотреть, как подсвечивается Общественный центр, как здесь ровно подстрижена трава, послушать весной, как квакают лягушки... Просто в раю живёшь.
Многое уже сделано, и многое ещё предстоит сделать всем вместе.
– Я всем своим знакомым говорю, что нужно быть готовым к трудностям, – говорит отец Александр. – Есть вопросы, которые не решаются в один момент. Например, качественная и доступная медицина и образование. Но мы можем начать менять условия жизни, и тогда в село приедут хорошие врачи и учителя. Нужно проявлять живое и деятельное участие, а не ждать, когда кто-то сделает всё за тебя.