На Шатковском кладбище есть большая гранитная плита и памятник, которые выделяются среди остальных, обычно очень скромных, сельских могил. На памятнике барельеф – портрет девочки и лаконичная надпись: «Таня Савичева. 1930–1944».
В Советском Союзе не было ни одного человека, который не знал бы знаменитых строчек в её дневнике: «Все умерли. Осталась одна Таня», а многие помнили наизусть все её краткие, страшные записи.
12-летняя девочка фиксировала даты ухода своих близких, которые на её глазах умерли от истощения:
«Женя умерла 28 декабря в 12:00 часов утра 1941 г.»;
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»;
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»;
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год»;
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»;
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»;
«Умерли все»;
«Осталась одна Таня».
Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда.
Мемориальная доска на доме, где жила Таня. Фото: wikimedia.org, Михаил Грузнов
Как же юная ленинградка оказалась в Шатках?
В августе 1942 года эшелон с детьми, которых удалось эвакуировать из блокадного города, пройдя трудный путь под бомбёжками, прибыл в село Красный бор Шатковского района Горьковской (ныне Нижегородской) области.
Таня Савичева была самой слабой и больной из всех: дистрофия, цинга, нервное потрясение. Кроме того, у неё обнаружили туберкулёз, и болезнь прогрессировала. Не спасло даже качественное питание и квалифицированное обслуживание в Понетаевском доме инвалидов, куда Таню перевезли в марте 1944 года.
Она умерла 1 июля 1944 года в Шатковской районной больнице в возрасте 14 лет с диагнозом «туберкулёз кишечника». И так не узнала, что была не одна, что живы её сестра Нина и брат Михаил…
Могила Тани Савичевой. Фото: wikimedia.org, Денис Анатольевич Башин
В дни, когда отмечается годовщина снятия блокады, девочку, ставшую символом самых страшных лет в истории России, вспоминают по всей стране и за рубежом.
Чтут её память и в соседнем с Шатками селе Хирино. Ученики Общественного центра «СОЦИУМ-ПОСЕЛЕНИЙ» знают всё о судьбе Тани Савичевой, уснувшей вечным сном в нижегородской земле.