Специалисты из Арзамаса работают на острие технического прогресса.
Инженеры-конструкторы и инженеры-электроники проводят проверку работоспособности привода. На фото: Кирилл Железко, Марина Гришина, Илья Букин, Андрей Гуськов, Виктор Делавин
Свой вклад в укрепление обороноспособности нашей Родины вносит и небольшой коллектив Арзамасского приборостроительного конструкторского бюро (ООО «АПКБ»). Относительно молодой – с момента его основания прошло всего семь лет, а с момента получения лицензии на осуществление производственной деятельности – пять лет. Средний возраст сотрудников – 34 года. За небольшой период своего существования наша команда, а работают в ней чуть более 60 человек, уже неоднократно заявляла о себе новыми перспективными разработками и победами в научно-технических конкурсах.
За вклад в инновационное развитие авиационной и космической отраслей отмечены дипломами Владимир Сухоруков, Андрей Гуськов, Иван Шкаров, Виктор Делавин, Татьяна Малюгина и другие.
Новым достижением АПКБ и признанием его деятельности стал договор научно-исследовательских работ на разработку и изготовление комплектов нового электромеханического привода для управления рулевой поверхностью летательного аппарата. «Электрификация» системы управления летательным аппаратом – одна из перспективных технологий, позволяющих улучшить его лётно-технические и эксплуатационные характеристики. Потребность в таких приводах в современном авиастроении очень большая, и АПКБ стало ещё одним коллективом в стране, где активно работают над этой темой.
Многие направления работы АПКБ и сегодня пересекаются с видами деятельности АПЗ, а главным документом для работы по-прежнему является Генеральный план НИОКР, модернизации, испытаний и сервисного обслуживания новых изделий, доведение их до серийного выпуска на заводе.
Генеральный директор ООО «АПКБ» Владимир Сухоруков
2020 год в этом молодом коллективе отмечен новыми событиями и достижениями. Коллектив пополнил коллекцию наград разного уровня за перспективные разработки. В этом году он планирует справить новоселье – переехать на новые площади, что не только значительно улучшит условия работы всех сотрудников, но и придаст новый импульс к развитию. В сентябре генеральным директором АПКБ назначен Владимир Александрович Сухоруков – человек молодой, энергичный и хорошо знающий коллектив и его возможности.
«Благодаря поддержке АПЗ у нас есть всё для плодотворной работы – оснащённые современным оборудованием конструкторские бюро и производственные участки, лаборатория цифровых систем управления, – говорит Владимир Сухоруков. – Наши партнёры сегодня – ведущие предприятия авиационной и оборонной отраслей. Кроме АПЗ, это ПАО «Компания «Сухой», АО «ГНПП «Регион», ПМЗ «Восход», ПАО «МИЭА» и другие. Коллектив продолжает работать над проектами, начатыми в предыдущие годы, совершенствуя и учитывая пожелания наших партнёров. Приятно, что и в этом году наши разработки не остались незамеченными. Так, на VI годовой конференции руководящего состава холдинга «Социум» по итогам работы 2019 года электромеханический привод элерона летательного аппарата назван Проектом года. Привод достаточно компактный, работает на электричестве, а не на гидравлике, что исключает использование больших шлангов и габаритной насосной станции. Привод имеет хорошие фазочастотные характеристики и отличается небольшим энергопотреблением. С уверенностью могу сказать, что у нас подобралась команда настоящих молодых профессионалов, готовых решать вопросы любой сложности».
И это коллектив подтверждает своими уникальными разработками. С 2017 года приборы АПКБ демонстрируются на самых престижных форумах «АРМИЯ» и «МАКС».
Высокую оценку специалистов получил и электромеханический привод на основе волновой передачи. Привод предназначен для отклонения рулевых поверхностей беспилотных летательных аппаратов. Он также может быть частью конструкций роботизированных систем или встроен в любую установку, имеющую цифровой интерфейс.
На международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2020» вновь был представлен БЛА «Грач», над созданием и совершенствованием которого работают специалисты АПКБ, АПЗ, ВВА, МАИ.
Вот что рассказал заместитель главного конструктора АПКБ Владимир Пименов: «В этом году мы представили беспилотник с новым фюзеляжем. Корпус надёжно защищает от повреждений имеющееся на борту оборудование, способствует сохранению теплопередачи (двигатель способен самоохлаждаться, исключая перегрев). Кроме того, фюзеляж быстросменный, на случай ремонта его можно легко демонтировать. К нашей разработке проявили интерес представители российских и зарубежных фирм, так как он может использоваться в работе разных служб. Так, например, МЧС заинтересовано в его приобретении для координации действий при тушении пожаров, для создания устойчивой связи при проведении спасательных работ в горах. Представители азиатских компаний готовы закупать его для орошения полей. Но, конечно, в первую очередь мы работаем над использованием дрона нашими силовыми структурами в комплексах радиоэлектронной борьбы. Ещё одна разработка, к которой проявляют интерес российские производители авиатехники, – микромеханический акселерометр (ММА). Устройство применяется в основном для систем навигации, но может использоваться в медицине, робототехнике и других отраслях. В числе его преимуществ высокая точность выходных характеристик, малая потребляемая мощность и низкая себестоимость».
Задумки конструкторов АПКБ из чертежей в короткий срок воплощаются в уникальные приборы управления по горизонтали, вертикали, крену, вращению. В числе разработок КБ датчики первичной информации, исполнительные механизмы, автоматизированные системы контроля, работы в сфере медицины и товаров народного потребления. Коллектив активно сотрудничает с ведущими авиационными институтами Москвы и Нижнего Новгорода и использует в своих разработках новые современные технологии, в том числе и такие, как МЭМС (микроэлектромеханические системы). Так, например, один из датчиков выполняется на базе акселерометра с электромеханическим узлом и элементом, изготовленным при помощи МЭМС-технологий на высокоточном оборудовании АПЗ.
Проблемы диверсификации производства, о которых всё чаще говорят на разных уровнях, заставляют и конструкторов АПКБ искать новые темы для разработок. Так, в результате сотрудничества с Московским авиационным институтом взялись за создание социального робота СР, первый образец которого был представлен в прошедшем году на МАКСе.
Над созданием роботов-помощников работают во всём мире. Их принято делить на три группы в зависимости от сложности функций – СР-1, СР-2 и СР-3. Образец, созданный в стенах АПКБ, вполне может стать помощником пожилому человеку: напомнит о том, что надо принять таблетку, умеет ответить на вопрос и даже поддержать беседу, в силах подключиться к Интернету.
Первый робот – яркое подтверждение того, что коллектив АПКБ способен успешно работать и в этом направлении. Продолжаются здесь работы и по медицинской тематике. В частности, подготовлена к серийному выпуску на АО «АПЗ» новая модификация физиотерапевтического аппарата «Миотон». Уникальный биоэлектрический стимулятор был разработан на АПЗ ещё в 1967-м и выпускался долгие годы, зарекомендовав себя как эффективный и надёжный медицинский аппарат. Сотни клиник в стране и за рубежом были оснащены этим прибором.
Кстати, кое-где этот аппарат до сих пор используют при реабилитации больных. Новый «МИОТОН-М» отличается современным дизайном, а по своим характеристикам даже превосходит зарубежные аналоги, в нём учтены все требования современной медицины. Аппарат успешно прошёл испытания, и сейчас его очень ждут в наших клиниках.
Справка «ВПК»
ООО «АПКБ» изначально было создано как дочернее предприятие АО «АПЗ», специально для разработки новых образцов сложных наукоёмких датчиков и систем управления с использованием современных технологий, для повышения эффективности и прозрачности освоения инвестированных в научные разработки средств, проведения всех типов испытаний образцов и доведения их до серийного производства.
Воплотить в жизнь задумки руководства АПЗ и холдинга предстояло Владимиру Ивановичу Евсееву, работавшему тогда заместителем технического директора предприятия. Подобрать коллектив, определить тематику будущих работ, решить вопросы с оборудованием и оформлением необходимых документов нужно было за короткое время.
С интересом взялся руководитель нового бюро за работу, тем более что направление деятельности ему было известно: в своё время, работая в НИТЕЛ и НИИРТ (Нижний Новгород), занимался изучением и разработкой радиолокационных комплексов, приёмопередающих модулей фазированных антенных решёток для военной техники, изучал прогрессивные технологии проектирования транзисторных усилителей СВЧ.
Коллеги головного предприятия поддерживали и помогали встать на ноги молодому коллективу, которому предстояло вплотную заняться разработкой приводов для авиационной техники. Вскоре был спроектирован и изготовлен опытный образец уникального устройства – электропривод на основе роликовинтовой пары с нагрузкой более семи тонн.
Результатом первых лет работы АПКБ стали разработки и изготовление опытных образцов электроприводов на основе шариково-винтовой пары, субблоки для радиолокационных станций, парафразный усилитель СВЧ-сигналов, приёмник для радиолокатора «Атлантика», начались работы по твердотельным волновым и волоконно-оптическим гироскопам, микромеханическим акселерометрам.
Цикина Людмила
Опубликовано в газете «ВПК» № 39 (852)
за 13 октября 2020 года