Бывшая сотрудница Арзамасского приборостроительного завода вспоминает суровые дни оккупации.
Очень трудно было в 41-ом:
Прорыв из окружения, грозные бои.
В пламени сражений закаляли нервы
И мужали, Родина, сыновья твои...
Такие строки ветеран войны и труда В. И. Золотарёва посвятила 19 гвардейскому артполку резерва главного командования в составе 13 армии – тем, кто освободил её родные места от фашистской оккупации.
В первый день войны Орловская область была переведена на военное положение, и сразу началась мобилизация жителей. Через Кромы к городу рвалась фашистская танковая армия Гудериана.
– Старшие ребята помогали рыть противотанковые рвы, – вспоминает Валентина Ивановна. – А нас, пятиклассников, отправили за 40 км от дома на станцию Змеёвка – в максимально короткие сроки убрать зерновые поля. Необходимо было срочно подготовить территорию для нового аэродрома-подскока. Тот, что в Орле, уже находился в зоне огня противника. Сумерки, облачность были нашим спасением. В ясную погоду мессершмитты гонялись по полю буквально за каждым человеком. Но как бы ни было трудно, мы не плакали, не страдали от голода, не ныли от усталости. Мы даже об этом не думали. За один день взрослели, словно проживали год.
Детская память сохранила всё пережитое тогда в мельчайших подробностях. Не забыть, как однажды с подругой повстречали диверсанта. Указав ему дорогу в деревню, сами со всех ног бросились в комендатуру, и его тогда арестовали. Были и предатели, завербованные немецкими захватчиками. Сами фашисты запомнились бледными, со злобными водянистыми глазами.
Начавшаяся эвакуация была сродни великому столпотворению. «Всё вперемешку: люди, лошади, коровы. Вокруг – пыль, стон, гул вражеских самолётов», – рассказывает В. И. Золотарёва. Орёл, Елец, Астапово (теперь станция Льва Толстого), города Московской области – все пункты перемещения сохранились в пожелтевших от времени справках об эвакуации. С болью и ужасом вспоминает она, как собирали мясо убитых лошадей для кормления собак, тренируемых для броска под танки; они гибли, взрывая фашистскую технику.
Но особенно бережно хранит её память примеры самоотверженного патриотизма. Отец Иван Иванович с первых дней войны до 1943 года служил командиром истребительного батальона по борьбе с немецким десантом, а потом стал председателем военного трибунала 155-го Волоколамского укрепрайона. А солдатам 13-й армии она благодарна по сей день. В суровые дни оккупации именно они брали огонь на себя, защищали от вражеских снарядов и подарили им возможность жить в мирное время.
Каждый год Валентина Ивановна с семьёй ездила на праздник 9 Мая в Москву, чтобы ещё раз от всего сердца сказать спасибо своим освободителям.
На Арзамасском приборостроительном заводе В. И. Золотарёва трудилась заместителем начальника отдела кооперации, а её муж Л. П. Косарев был первым начальником охраны приборостроительного. В годы войны он в составе 51 армии 279 стрелковой дивизии освобождал Крым, входил в группу военной контрразведки СМЕРШ.
«Мы фронтовики, – говорит В. И. Золотарёва, с трудом сдерживая слёзы. – Того, что пережито, не забыть никогда».
Письма из архива В. И. Золотарёвой: