Михаил Данилов: Наша работа – это отдых

Вверху: вход на концертную площадку «Стадиум»; внизу: концерт в «Стадиуме»; справа: Михаил Данилов, совладелец холдинга Sagrado и «Стадиума» – человек, которому принадлежит половина ночных клубов Москвы

Михаил Данилов знает толк в развлечениях. Он и его холдинг Sagrado, что в переводе с испанского означает «священный», занимаются и впрямь святым делом.

«Смех и радость мы приносим людям», как поётся в одной знакомой нам с детства песне. Первый успешный проект Данилова – сердце гламурной Москвы нулевых, клуб «Rай» на Красном Октябре, ныне превратившийся в столь же популярный Icon, Gipsy, «Бессонница», Red на Болотной набережной, «Микс» и WoW на Бадаевском заводе. Всего 17 различных клубных проектов в Москве.

Чуть более года назад Михаил Данилов присоединил к своей клубной империи «Стадиум». Так самая большая частная концертная площадка Москвы получила опытного инвестора, а Центр культуры и бизнеса «МОСКВА-СОКОЛ» – надёжного партнёра. Что уже принесло и что принесёт это «Стадиуму» в будущем – об этом мы поговорили с нынешним совладельцем бренда.

Любимый Сокол

– Михаил, как, когда и зачем Вы взялись за «Стадиум»? Ведь Ваш холдинг больше на клубах специализируется?

– Я бы так не сказал. У нас, например, есть такие площадки, как «Известия Hаll», «Мир», Red, где проходят достаточно масштабные концертные и корпоративные мероприятия. Есть «Бессонница», рассчитанная на 250 мест. Но «Стадиум» – самая крупная, это безусловно.

Я давно к этой площадке присматривался. Ещё в 2010 году мы вели переговоры с испанцами об открытии на её территории франшизы знаменитого ибицианского проекта Amnesia. Правда, тогда для «Стадиума» это закончилось ничем. Испанцы вообще отказались от идеи открывать в Москве Amnesia, а мы тогда успешно реализовали другой крупный проект по франшизе – открыли клуб Space Moscow на Кутузовском. Зато мы успели подружиться с руководством компании «МОСКВА- СОКОЛ». Яна Смелянски приезжала ещё в наш «Rай» на Красный Октябрь – смотрела, как мы работаем.

Примерно в конце весны – начале лета 2016 года появилась информация, что «Стадиум» временно закрыт и арендодатели ищут новых партнёров. Наш холдинг сразу включился в переговоры.

Сейчас мы ведём и развиваем этот проект совместно с предыдущим его владельцем. Эта коллаборация даёт нам нормальный финансовый результат, мы выполняем все арендные обязательства. Так что сотрудничество получилось взаимовыгодным для всех сторон.

Большое человеческое спасибо Яне Львовне за то, что в своё время она выбрала нас, предоставила нам льготный период и решила целый ряд очень важных для нашего партнёрства вопросов. Можно сказать, что этим она в какой-то мере спасла концертную индустрию Москвы. И для меня лично этот проект очень важен. Ведь это мой любимый Сокол.



– Любимый?

– Да, я же вырос в этом районе. Здесь заканчивал школу.

– Родились Вы на Соколе?

– Родился я на Таганке. Потом родители переехали в Солнцево, затем немного пожили в Измайлове и, в конце концов, обосновались на улице Самеда Вургуна, рядом с Ленинградским рынком. Я ходил там в детский сад, затем пошёл в первый класс 713-й школы, позже перевёлся в 684-ю. От метро «Сокол» и от самого «Стадиума» до неё, наверное, минут пять ходьбы. Так что мои детство, отрочество и юность прошли в этих краях.

– Есть здесь любимые, особенно памятные места?

– Конечно! Мы часто у метро тусовались – там, где церковь, и во дворе у «генералки», знаменитого генеральского дома. У нас была большая компания, разномастная такая – фарцовщики, студенты, спортсмены. Саша Могильный с нами был. Помните такого хоккеиста?

В Чапаевском парке, на месте которого сейчас «Триумф Палас», мы на лыжах ходили.

Мой друг жил прямо напротив нынешнего «Стадиума», на другой стороне Балтийской. Весь этот квартал я очень хорошо помню. Там ещё был знаменитый книжный магазин, где мы «отоваривали» абонементы, полученные за сданную макулатуру.

Сокол для нас был немного загадочным местом. Мы знали, что здесь расположены какие-то оборонные предприятия закрытые, как это тогда называлось «почтовые ящики»…



– Знали такое словосочетание?

– Да, было оно в моём лексиконе. Я бы не сказал, что Сокол сугубо промышленный район, несмотря на изобилие производственных площадок. Он старый, атмосферный, с красивой архитектурой, зелёный.

Мне вообще нравится «зелёная ветка», особенно отрезок «Динамо» – «Аэропорт» – «Сокол». А какие люди здесь жили! Артисты, спортсмены! Я Татьяну Пельтцер встречал на Ленинградском рынке. Помню, наблюдал за Владимиром Этушем, который на своей «Волге» попал в небольшую аварию прямо под моими окнами и «разбирался» с последствиями. Я был тогда поклонником «Кавказской пленницы»…

Публика здесь и теперь хорошая. Наша публика, словом.

– «Почтовый ящик», потом «Стройка на Балтийской»… Теперь владельцы территории стараются развивать её как Центр культуры и бизнеса. Как Вы оцениваете возможности площадки для такого проекта? Всё-таки квартал «Москва-Сокол» расположен достаточно далеко от Садового кольца.

– В пределах Садового кольца всё дорожает. Владельцы Красного Октября нам ещё в 2012 году говорили: «Всё, ребята, съезжайте». Они планировали там элитную жилую застройку. До сих пор там не застроили, однако планы-то остались. Такая же неясная для нас перспектива и у Бадаевского завода.

Культурная вечерняя и ночная жизнь постепенно смещается к окраинам, к густонаселённым районам. Есть такая тенденция. Мы, например, сейчас ведём переговоры об открытии новых проектов за МКАДом – в Домодедове и Бутове.

У Сокола с его расположением и историей в этом отношении прекрасные перспективы. Я всегда считал, что Сокол – это почти центр. Район элитный, красивый, зелёный, с хорошей транспортной доступностью: легко можно подъехать из центра, со стороны Крылатского, из Тушина. Близость Шереметьева тоже придаёт месту свой шарм и трафик.

Нас всё устраивает, нашу публику тоже. От метро до «Стадиума» – всего пять минут. Когда парковку на Балтийской откроют, вообще всем хорошо будет.

Публике ведь что нужно? Доступность, хороший артист, билеты по приемлемой цене. А артисту важно качество света и звука. И атмосфера, то есть зрители. По этим критериям многие музыканты предпочитают «Стадиум» другим площадкам. Я вот, например, знаю, что Мерилину Мэнсону здесь особенно нравится. И не только ему.



«Стадиум» дневной, вечерний и ночной
 

– Вы сказали, что готовы развивать площадку. Изменилась ли концепция «Стадиума» со сменой инвесторов?

– Мы просто стали больше внимания уделять тем направлениям, которые раньше почти не развивались. К примеру, теперь в «Стадиуме» проводится гораздо больше корпоративных и частных мероприятий самого разного формата: семинары, конференции, банкеты, вечеринки. Компания «Эвент Москва», входящая в холдинг Sagrado, специально этим занимается, организует на разных наших площадках до 500 корпоративных мероприятий в год.

Так мы можем избавить доходы «Стадиума» от «сезонной» зависимости. Март, апрель, октябрь, ноябрь и начало декабря – время, когда в «Стадиуме» проходит по 4-5 больших концертов в неделю. Лето, как правило, мёртвый сезон, потому что у нас закрытая площадка, а зрители предпочитают концерты на свежем воздухе. Поэтому июнь, июль, август, сентябрь, а также декабрь и начало января – это корпоративы.

Кроме того, мы сейчас довольно активно и успешно развиваем формат крупных ночных мероприятий, связанных с электронной музыкой. Например, во время проведения Чемпионата мира по футболу мы устраиваем большой фестиваль Music.Football 2018 («Музыка футбола»). Всего запланировано шесть мероприятий. Три из них – самые массовые – пройдут в «Стадиуме».

15 июня фестиваль откроется вечеринкой с Axwell Λ Ingrosso – двух из участников трио Swedish House Mafia. Несколько лет назад была такая знаменитая электронно-танцевальная группа хаус-диджеев.



29 июня пройдёт концерт популярных в России трэп-исполнителей Yellow Claw – некогда трио, а теперь дуэта из Амстердама. Думаю, что 4-5 тысяч зрителей они соберут.

И уже в финале ЧМ и фестиваля 13 июля у нас выступит знаменитый на весь мир диджей, страстный футбольный болельщик и наш друг Solomun.

Да, исторически «Стадиум» был рокерской площадкой. Он ею и остаётся, от рок-исполнителей мы никогда не откажемся. Но, помимо этого, мы начали развивать здесь танцевальные, молодёжные  форматы. А новое поколение сейчас любит R&B (ритм-н-блюз), рэперов, техно. Кстати, думаем осенью делать в «Стадиуме» мероприятия с модными сегодня рэперами Скриптонитом, ЛСП, Jah Khalib и другими.

Осенью же планируем открыть отдельную техно-площадку. Мы уже нашли подходящее помещение. Где – пока не скажу.

– В начале этого года «Стадиум Live» сменил вывеску на «Adrenaline Стадиум». Площадка что-то выиграла от переименования?

– Adrenaline Rush – энергетический напиток, торговая марка, принадлежащая компании Pepsi Co. Заключён контракт на три года, согласно которому мы поддерживаем их бренд, а они, соответственно, помогают продвигать и развивать наш. В «Стадиуме» будет проходить множество наших совместных спортивно-развлекательных мероприятий, в том числе для подростков. Например, игры «Адреналин Кибер Лиги». Несколько соревнований уже состоялось. Это, надеемся, позволит расширить аудиторию площадки.



Есть такая профессия – людей развлекать

– Михаил, о Вас говорят как о непубличном человеке. Интервью Вы даёте редко. Даже возникает некоторый диссонанс: такой «публичный» бизнес и его владелец, предпочитающий оставаться в тени. Почему же всё-таки именно этот бизнес для себя выбрали? Можете ли сказать о себе: занимаюсь любимым делом, воплотил давнюю мечту?

– Почему шоу-бизнес? Так получилось. В 1990-х мы продавали сигареты, и очень успешно. Дело было прибыльным. В нашей компании более тысячи человек работало. Однажды Максим Горецкий, ресторатор и мой друг детства, с которым мы на Соколе за одной партой сидели, привёл ко мне известного тогда промоутера Андреаса. Андреас предложил открыть ночной клуб. Так и понеслось: сделали клуб Queen на Болотной набережной. Он у нас сгорел, но мы его отстроили заново и превратили в «Rай», прославившийся на всю Москву.

Теперь на месте «Rая» на Красном Октябре успешно функционируют клубы Icon и «Бессонница», концертная площадка Red. Всё течёт, всё меняется. Но с «Rая», по сути, всё и началось. Сначала один клуб, потом другой, третий. И не только в Москве. У нас были проекты в Уфе, Казани. Не так давно открыли Icon в Астане, а сейчас готовим к запуску новую площадку в Батуми.



На Новый год в третий раз отправляемся командой во Вьетнам на остров Фукуок. Там совместно с известными во всём мире промо-группами Arma, Hyte, Paradise и другими организовываем музыкальный фестиваль Epizode.

Плюс занимаюсь ресторанами совместно с Аркадием Новиковым и Антоном Пинским. Сейчас их у нас уже более десяти.

Я всегда всем говорю: наша работа – это отдых. Реально так к ней отношусь. Мы делаем то, что по-настоящему нравится людям. «Стадиум» – это концерты, драйв. Рестораны и клубы – атмосфера, сервис, еда. Люди расслабляются, им хорошо. И нам хорошо. Чего ещё желать?

Автор фото: Александр Омельянчук