Наш очередной исторический обзор посвящён одному из создателей посёлка художников – Николаю Марковникову, архитектору, который ратовал за малоэтажное строительство по всей Москве.
Николай Марковников, выпускник Императорской академии художеств, до революции успел побыть главным архитектором Московского Кремля. В 1917 году пришлось снова вернуться к этим обязанностям. Марковников вошёл в Центральную реставрационную комиссию, и вместе с А. Щусевым и И. Рыльским занимался восстановлением кремлёвских памятников, сильно пострадавших от артобстрела.
Этот период научил архитекторов делать много и качественно малыми подручными средствами: из-за разрухи финансирование на реставрационные работы практически не выделялось. Зато в дальнейшем Марковников применил свой уникальный опыт при проектировании домов в знаменитом посёлке художников на Соколе. К примеру, дом из фибролита (прессованных опилок, перемешанных с бетоном) – одно из его ноу-хау.
Рубленые, деревянные каркасные, кирпичные, шлакобетонные, из артикского туфа дома посёлка Сокол наглядно демонстрировали экономически выгодные архитектурно-строительные возможности, включая инновационные.
Марковников и его коллеги из группы, работавшей над посёлком художников, ратовали за одноэтажное строительство, за новые технологии, которые удешевляли жильё, убыстряли процесс его возведения, при этом не снижая качества и долговечности конечного результата. Они считали, что жизнь «на земле» в малоэтажных домах благотворно влияет на развитие личности и на окружающую среду. С этим не поспоришь.
Увы, мечту о городе-саде в Москве удалось воплотить лишь однажды – на Соколе. Идеи архитекторов должного распространения не получили. Поэтому имеем то, что имеем: однотипные многоэтажные дома-коробки. И никакой эстетики.
Сохранившиеся дома посёлка художников показывают, как мы могли бы жить, если бы призывы Марковникова были услышаны.
Подробнее об архитекторе Николае Марковникове читайте на сайте Социум-Сокол.