Любимый Сокол: экскурсия в посёлок художников

Посёлок художников на Соколе

Посёлок Сокол, в народе называемый посёлком художников, – явление для Москвы уникальное. В престижном районе города, в 10 минутах ходьбы от метро «Сокол», совсем недалеко от торгово-офисного парка «СОЦИУМ-СОКОЛ», 20 гектаров земли занимают частные дома с приусадебными участками.

Что самое поразительное, этот зелёный оазис среди каменных джунглей находится не за пятиметровым забором с охраной. Доступ в посёлок свободный, сюда даже экскурсии водят, как в музей. Мы тоже сходили, чтобы познакомиться с историей удивительного соседского сообщества, повлиявшего на развитие всего района, в том числе и нашего квартала «СОЦИУМ-СОКОЛ».

Посмотреть здесь есть на что. Домики стоят на этой земле почти сто лет. В некоторых уже живёт пятое поколение соколян (так себя называют жители посёлка художников).

Посёлок художников могли построить в Сокольниках, но земля не понравилась застройщикам. Строительство перенесли на северную окраину Москвы в село Всехсвятское. Название «Сокол» и эмблема посёлка в виде сокола с домиком в клюве – это напоминание о Сокольниках. Именно посёлок Сокол дал название всему району.

Первый советский жилищный кооператив

Посёлок начали строить в 1923 году. Это был первый в Советском Союзе жилищно-строительный кооператив. Разрешение на строительство подписал лично В. И. Ленин. Эта бумага с подписью вождя революции не раз спасала посёлок от уничтожения в советское время.

Стать членом кооператива мог любой желающий. Вернее, тот, у кого были деньги. Собственное жильё на земле стоило немало: 10 золотых червонцев вступительный взнос в кооператив, ещё 30 нужно было заплатить при выделении земли и ещё 20 золотых при начале строительства. Стоимость дома оценивалась примерно в 600 червонцев. Экскурсоводы говорят, что сумма эквивалентна 4,5 кг золота.

Позволить себе такое простые рабочие и крестьяне не могли, а номенклатурные чиновники не хотели жить на окраине города (тогда это была окраина), да ещё и личные деньги в жильё вкладывать. Поэтому местечко облюбовала советская интеллигенция. В посёлке жили учёные, инженеры, врачи, художники – средний класс, как сказали бы сейчас.

К началу 1926 года было построено 102 коттеджа (половина из запланированных). В 1930-е годы кооперативное строительство запретили, а землю изъяли из собственности.

Как сложилось элитарное соседское сообщество

Когда начинаешь копаться в истории посёлка художников, выясняется, что собственно художников тут было и есть совсем не много. Зато в эту историю вписаны имена физиков, химиков, инженеров, авиастроителей, биологов и врачей. И это не рядовые специалисты, а кандидаты и доктора наук, изобретатели и рационализаторы, исследователи и испытатели. Почему же они выбрали это место?

В начале ХХ века в моде была теория Эбеназира Говарда, который считал, что индустриализация губит в человеке всё самое лучшее и только возвращение к природе будет способствовать гармоничному развитию личности. Говард говорил, что будущее не за мегаполисами, а за небольшими посёлками с невысокими домами и приусадебными участками, садами и парками. Идеальным воплощением теории Говарда и стал посёлок художников.

Здесь было создано то, что называется комфортной средой обитания. В посёлке были свои школа, детский сад, даже больница. Прямое трамвайное сообщение соединяло его с центром города.

В посёлке жили коммуной. Причём создалась она не по чьему-то предписанию, а сама собой. Соседи не прятались за высокими заборами, а тесно общались, дружили, развивали посёлок и даже заботились о детях вместе. Когда в 1927 году на ул. Сурикова, д. 22, открылся детсад, в нём работала всего одна воспитательница, а остальные обязанности делили между собой мамы.

Младшее поколение посёлка чуть не с пелёнок учили немецкому методом погружения. Дети на прогулке разговаривали только по-немецки. Это принесло свои плоды, все воспитанники выросли с прекрасным знанием языка.

Посёлок оптических иллюзий

Планировкой посёлка и проектированием домов занимались лучшие архитекторы молодой советской страны: А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н. Колли, Н. Дюрнбаум. На Соколе они воплотили самые новаторские архитектурно-ландшафтные приёмы того времени. Например, проектирование улиц шло в соответствии с теорией восприятия пространства Павла Флоренского.

Когда находишься в посёлке, кажется, что он не имеет конца и края. Улочки убегают за горизонт, дома утопают в зелени. На самом деле посёлок занимает всего 20 га, каждый дом стоит на участке примерно девять соток. Как же архитекторам удалось добиться такого интересного эффекта?

Всё дело в умелом создании оптических иллюзий. Ни одна улица посёлка художников не просматривается с одного конца в другой. Все они изгибаются. Зрительно удлиняет улицу и изменение её ширины. Например, в начале она широкая, а в конце превращается почти в тропинку.

Кроме того, в посёлке отсутствует так называемая красная линия. Все дома расположены в произвольном порядке,  но только архитекторы могут раскрыть секреты планировки. Угловые дома на перекрёстках изогнутых улиц удалены от красных линий и слегка повёрнуты боком, подчиняясь направлению движения.

Для усиления восприятия поворота использован приём обратной перспективы: дома ставятся под углом к улице, а фасады их состоят из трёх разновеликих секций. Первая секция, наиболее узкая, имеет одно окно, в центральной – два окна. Дальняя от улицы секция слегка сжата и тоже имеет два окна, но расстояние между ними меньше, чем между окнами средней секции. Таким образом, сделан акцент на центральной секции, а две другие воспринимаются проходными.

Искусственную перспективу помогали создавать и растения. Все они высажены не хаотично, а в соответствии с продуманной концепцией. На каждой улице высаживали определённый вид: клёны, осины, ясени. Например, на ул. Сурикова растут осины. В начале улицы крупнолистные, а в конце – мелколистные.

Казалось бы, размер листьев не имеет значения, когда речь о благоустройстве целой улицы, но и эта деталь визуально меняет пространство. Архитекторы продумали даже дизайн уличных фонарей и скамеек.

С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет СССР. Посёлок стал третьим объектом в советском списке архитектурных памятников после Мавзолея и Северного речного вокзала.

Хитрости инженерии

Посёлок художников стал испытательным полигоном не только для планировочных, но и для инженерных решений. Многие материалы, впервые применённые в строительстве местных домиков, впоследствии широко использовались. Например, дом № 14 по ул. Сурикова был построен из фибролита (прессованная стружка и цемент). Это был первый панельный дом в СССР.

Приобретая дом в посёлке художников, вы получаете не только право собственности, но и охранные обязательства. По закону перестраивать и уж тем более сносить дом в посёлке художников запрещено, как и строить заборы выше 1,2 м.

Дом на углу улиц Шишкина и Саврасова архитектор Н. Колли специально строил из артикского туфа, чтобы проверить, как поведёт себя вулканический материал из Армении в наших широтах. Потом туф использовали в отделке здания Центросоюза на Мясницкой, построенного по проекту Ле Корбюзье при участии Н. Колли.



Были в посёлке и дома в виде казачьих крепостей, и кирпичные с мансардами, и засыпные. Дома на солнечной стороне строили из брёвен, а на тенистых участках возводили светлые домики – кирпичные или оштукатуренные.

Каждый дом хоть и строился по типовом проекту, но имел индивидуальные особенности, учитывающие интересы семьи заказчика. Поэтому в посёлке сложно найти одинаковые дома. Каждый из них является памятником истории.

Золотая миля Сокола.
В 1990-е годы стоимость участков в посёлке Сокол взлетела до небес. Здесь началась активная купля-продажа. В результате некоторые дома, невзирая на охранный статус, были снесены, а на их месте выросли особняки. Сейчас стоимость исторических домишек начинается от 75 млн рублей, а кое-какие  новостройки посёлка художников вообще входят в список самых дорогих домов по версии Forbes. Причём далеко не все они отличаются интересными планировочными решениями и запоминающейся архитектурой.

Посёлок без художников

Изначально все улицы в посёлке Сокол назывались по главным зданиям: Столовая, Вокзальная, Телеграфная. Но однажды художник П. Павлинов предложил переименовать их в честь русских художников и композиторов. Тогда планировалось, что посёлок будет расти, и все улицы, уже существующие и будущие, хотели поровну разделить между художниками и композиторами.

Однако единственной «музыкальной» улицей в итоге оказалась улица Чайковского, и даже её потом переименовали, чтобы не вносить путаницу: в советское время Новинский бульвар в Москве тоже носил имя Чайковского.

Улица Венецианова в посёлке художников самая короткая в Москве – всего 15 метров.

Зато фамилии почти всех великих русских живописцев посёлок Сокол всё-таки увековечил. Потому его и прозвали посёлком художников – из-за названий улиц.