Фото из архива семьи Напреевых
– Мы жили в селе Васильев-Майдан Починковского района. На улице в тот день было пасмурно. У нас сбежала корова со двора, и меня, 11-летнюю девчонку, послали её искать, – вспоминает ветеран. – На улице увидела: мужчины собираются в сельсовет и говорят, что началась война. На пункт сбора пошёл и отец. В селе остались старики, женщины и маленькие дети.
Роза училась в 3 классе, а после уроков вместе с другими ребятами шла на колхозные поля за колосками, которые оставались после уборки комбайнами. На пояс вешали сумки из мешковины и собирали – колосок к колоску. Несли порой по 3-4 кг. Сдавали в колхоз. Для военного времени они были на вес золота. А ещё собирали картошку, пропускали её через тёрку, промывали и высушивали – получался крахмал.
– Наша семья жила очень бедно, – рассказывает Роза Егоровна. – Всегда были голодные, плохо одетые. Но не жаловались. Старший брат Семён с фронта присылал немного денег для жены и двух дочерей, что-то перепадало и нам. О событиях на войне узнавали из его писем.
После окончания семилетки поступила в Лукояновское педучилище на учителя начальных классов. Проходила практику в родной школе. На последнем курсе института познакомилась с будущим мужем Петром Напреевым. И вскоре отправилась вслед за ним в Ташкент, в воинскую часть.
В 1955 году семья Напреевых по распределению попала в Арзамас.
– Мы искали жильё, чтобы устроиться на постоянное место жительства, – говорит Роза Егоровна. – Сына отправили в деревню к бабушке. Я очень скучала по работе в школе, но мест не было. В итоге меня взяли библиотекарем в обком госучреждений.
В 1957 году Роза Напреева устроилась на Арзамасский приборостроительный завод в цех сборки легендарного фонарика «жучок».
Работали бригадами, чтобы выполнить план, оставались сверхурочно. На участок часто заглядывал генеральный директор предприятия Павел Иванович Пландин, беседовал с рабочими.
В общей сложности 27 лет проработала Роза Егоровна в разных цехах АПЗ. Кстати, её муж тоже трудился на приборостроительном: сначала в военном представительстве, а затем возглавлял строительство пионерского лагеря в Шатках.
В беседе Роза Егоровна призналась, что о войне вспоминать не любит. «Детства-то ведь у нас никакого не было», – вздыхая, говорит она. Но нам, живущим ныне, обязательно надо знать, какой ценой досталась Победа, которая ковалась не только в боях на фронте, но и в тылу.
За труд в годы Великой Отечественной войны Розе Егоровне Напреевой присвоено звание «Труженик тыла».
Горький хлеб
Всю горечь испытали мы сполна,
Рождённые в году тридцать девятом.
На наше детство выпала война,
Законченная в мае сорок пятого.
Мы пережили голод и нужду
И ели вместо хлеба лебеду.
А как хотелось хлебушка досыта!
И до сих пор всё это не забыто.
Бегут, бегут, торопятся года.
Давно уж речка Тёша обмелела.
Но не забыть мне, видно, никогда,
Как горький хлеб в далёком детстве ела…
Тамара Пирожкова, ветеран АПЗ