У одного из самых молодых предприятий холдинга год, как всегда, был полон важных событий.
ФЕВРАЛЬ
Делегация ООО «АПКБ» в составе генерального директора и заместителя главного конструктора посетила конференцию по аэрокосмическим приводам в Германии. Одновременно было проведено техническое совещание на предприятии Liebherr Aerospace г. Линденберг, по итогам которого достигнута договорённость о техническом сотрудничестве в области разработки и изготовлении составной части приводной техники (ШВП). После переговоров делегацию ознакомили с производственными мощностями, процессом сборки, настройки, изготовления и, что немаловажно, процессом испытаний и их оснащённостью на примере вновь разрабатываемого аэрокосмического привода для Airbus.
МАРТ
Завершена научно-исследовательская работа по «Исследованию частотных характеристик электрических приводов с подтверждением на экспериментальном образце» (ЭМИМ-ПИ) в интересах ПАО «Компания «Сухой».
По итогам работы было проведено научно-техническое совещание, на котором ООО «АПКБ» было включено в кооперацию по ОКР «Мегаполис» по разработке ЭМП элерона для СУ-57. Выдано ТЗ, которое проходит процедуру согласования. Составная часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) будет проведена в период 2019–2023 гг. В 2023 году начнётся серийный выпуск изделий на АО «АПЗ».
АПРЕЛЬ
На XXII Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» Беспилотный летательный аппарат вертолётного типа (БПЛА-ВТ) «Грач» производства Арзамасского приборостроительного завода, разработанный в ООО «АПКБ» под научным руководством Воронежской военно-воздушной академии (ВВА), был признан лучшим изобретением в интересах Вооружённых сил России.
МАЙ
Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро получило лицензию Госкорпорации «Росатом».
Лицензия даёт право на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях в интересах ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ г. Саров.
ИЮНЬ
Второй год подряд совместную инициативную разработку АО «АПЗ», ООО «АПКБ» и Воронежской военно-воздушной академии представляли на Международном военно-техническом форуме «Армия». На «Армии-2019» вышел беспилотник, прошедший ещё и ряд исследовательских работ, пробных запусков и военно-технический эксперимент на полигоне с учётом прошлых пожеланий военных. Было сделано сразу два макетных образца беспилотника: один появился на совместном стенде АПЗ и АПКБ, второй на стенде воронежцев – его, кстати, продемонстрировали президенту РФ Владимиру Путину. Различия БЛА имеют только в форме и цвете фюзеляжа.
ИЮЛЬ
На пятом семинаре «Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта» (БТС-ИИ), который проходил в Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), в рамках сессии «Планирование траектории и управление движением» доклад на тему «Мобильный социальный робот» представили заместитель главного конструктора ООО «АПКБ» Владимир Пименов вместе с сотрудниками кафедры 704 факультета «Робототехника и интеллектуальные системы» Московского авиационного института профессором Николаем Владимировичем Кимом и доцентом Владимиром Николаевичем Жидковым. Этот доклад был включён в сборник статей V Всероссийского научно-практического семинара «Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта» (БТС-ИИ-2019) о перспективах разработки мобильного социального робота.
АВГУСТ
Арзамасские предприятия «Социума» представили свои новинки на MAKС-2019. На Международном авиационно-космическом салоне стенд АО «АПЗ» и ООО «АПКБ» занял достойное место на экспозиции разработчиков инновационных продуктов – лидеров авиакосмической отрасли.
На стенде были представлены социальный робот-реабилитатор «Филя», беспилотный вертолёт «Грач» и ряд электромеханических приводов для летательных аппаратов.
Стенд посетили представители Liebherr Aerospace – Гвидо Вебер, старший эксперт по системам управления, и представитель закупочного подразделения Илья Крух. Гостям продемонстрировали действующие образцы перспективных электромеханических приводов, также обсуждался вопрос об участии предприятия в федеральной немецкой программе, связанной с производством беспилотного такси: электромеханические приводы разработки АПКБ выигрывают в ценовом предложении по сравнению с аналогичной европейской продукцией.
На 29 января 2020 года намечен ответный визит группы технических специалистов Liebherr Aerospace в АПКБ для обсуждения и подписания технического задания на изготовление линейки ШВП для летающего такси.
СЕНТЯБРЬ
Выполнена ОКР по заказу ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ г. Саров.
АПКБ провело составную часть опытно-конструкторской работы по разработке технологии с последующим изготовлением опытных образцов каналов контроля мощности для ядерных реакторов БР-К1 и БИГР. В результате предприятие вышло на заключение нового договора с ядерным центром в Сарове, что выводит его на совсем другой уровень участия в атомных проектах.
ОКТЯБРЬ
Завершён 1 этап (эскизный проект) государственного контракта по разработке Системы управления механизмом перестановки стабилизатора SSJ-75-NEW. Полностью завершить разработку и начать серийное изготовление на АО «АПЗ» планируется в 2023 году.
Подписан договор на разработку и изготовление МПС для ПАО «Корпорация «Иркут». НИОКР будет проведена с 2019 по 2022 г.г. С 2023 года начнётся серийное изготовление изделий на АО «АПЗ».
На НТС, который прошёл в стенах АО «АПЗ», одной из повесток дня стала тема разработки ряда социальных роботов-помощников, выполняемая ООО «АПКБ» совместно с МАИ.
На НТС был представлен отчёт о проделанной в 2019 г. работе, а именно: макеты СР-1 и СР-2. СР-1 под кодовым именем «Филя» уже прославился на МАКС-2019. Социальный робот-собака пользовался повышенным вниманием посетителей выставки. В ходе совещания принято решение продолжить работу и тиражировать СР-1 с целью опробования в различных социальных учреждениях.
СР-2 был показан впервые на данном закрытом совещании. Была продемонстрирована работа модуля распознавания лиц, автоматическое движение по помещению с определением препятствий и последующим их объездом. СР-2 (кодовое имя «Машенька») также оснащён речевым модулем, модулем связи и подключён к сети интернет. Решение о тиражировании СР-2 позволит провести опробование робота в сфере «гид-услуг», первый образец планируется установить в музее АО «АПЗ». «Машенька» сможет самостоятельно провести экскурсию, распознавая экспонаты, объезжая их, провести полный рассказ и даже ответить на некоторые вопросы посетителей.
Последующая рабочая поездка в Корею на Международную выставку RobotWorld-2019, показала, что вектор производства социальных роботов выбран правильно. Такие модели в мире востребованы для замены медперсонала низкой квалификации, гидов-помощников, инструкторов, использовании в обучающем кластере.
НОЯБРЬ
В Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) в рамках VI Международной недели авиакосмических технологий Aerospace science week прошёл второй этап XI Всероссийского межотраслевого молодёжного конкурса научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Молодые инженеры ООО «АПКБ» и АО «АПЗ» Виктор Делавин (инженер-электроник АПКБ), Татьяна Малюгина (инженер-программист АПКБ) и Анатолий Абаимов (инженер-электроник АПЗ) выступали с темой «Разработка электромеханического привода управления рулевой поверхностью».
На конкурсе был представлен макетный образец электропривода, установленный на специально разработанном для него нагрузочном стенде, с устройством управления приводом. Также была продемонстрирована работа электромеханического привода с моделированием условий, приближенных к реальным. Представленная разработка была отмечена дипломом первой степени в секции «Информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем». Победителей конкурса награждал проректор по научной работе МАИ Юрий Александрович Равикович.
ДЕКАБРЬ
Представителям ДНПП продемонстрирована работа макетного образца блока рулевых приводов БЭРП. После незначительных доработок БЭРП в начале 2020 года будет отправлен в ДНПП для испытаний с КСУ основного изделия, по результатам которых ООО «АПКБ» приступит к выполнению этапов технического проекта и разработки РКД изделия.
В АО «ГНПП «Регион» состоялся НТС, на котором были приняты решения:
- утверждена кооперация по разработке изделия малого калибра на электрической тяге. Непосредственный заказчик рулевого привода (МИ-3Д) АО «Дагдизель». Достигнута договорённость о составе и механизме заключения и выполнения контракта.
- научно-технический задел по разработке изделия малого калибра на тепловой тяге принято считать достаточным для перехода из стадии НИР в стадию ОКР. ООО «АПКБ» было решено включить в список претендентов на участие в ОКР, его утверждение состоится по итогам НТС в мае 2020 года.
АО ГНПП взяло на себя обязательство до февраля 2020 года составить ТЗ по основному изделию и направить его в МО РФ для открытия ОКР по перечисленным работам. По истечении двух лет ОКР должна быть завершена.
В декабре завершён военно-технический эксперимент на аэродроме МАИ в Алферьево. Комплекс радиоразведки на БПЛА-ВТ «ГРАЧ» подтвердил заявленные ТТХ. Результаты ВТЭ будут переданы в Главное управление научно-исследовательской деятельности (ГУНИД) МО РФ, а впоследствии принято решение о проведении испытаний в Государственном лётно-испытательном центре (ГЛИЦ) МО РФ.
В преддверии Нового года, в результате плодотворной работы ООО «АПКБ» и НГТУ им. Р. Е. Алексеева, был получен первый патент на изобретение «Способ измерения S-параметров объектов в нестандартных направляющих системах».
Изобретение относится к технике измерения на сверхвысоких частотах (СВЧ) и может быть использовано для определения волновых параметров рассеяния (S-параметров) объектов в нестандартных направляющих системах, а именно: в полосковых линиях (микроэлектронные компоненты – резисторы, поглотители мощности, ЧИП-индуктивности, диоды, транзисторы и т. д.), в металлических и диэлектрических волноводах (волноводные устройства, лампы бегущей волны, аттенюаторы и др.), а также в свободном пространстве (пластины изоляционных материалов и поглощающих покрытий и др.).
Патентообладатель изобретения – ООО «АПКБ», авторство принадлежит Владимиру Ивановичу Евсееву (генеральный директор ООО «АПКБ») и Сергею Михайловичу Никулину (профессор, доктор технических наук НГТУ им. Р. Е. Алексеева).