Екатерина Саркисова – самый молодой директор по персоналу за всю более чем 30-летнюю историю «Социума». Человек она очень доброжелательный, открытый и мудрый. Мы рады, что интервью предоставило нашей редакции возможность узнать её получше. Разговаривать с ней очень интересно.
Известно, что работа в HR требует знания людей. Но оказывается, этот навык зависит не от возраста. Катя – профессиональный психолог. К тому же благодаря своей любознательности, целеустрёмленности, природной доброте и активной жизненной позиции она успела исследовать окружающий мир и свои возможности в нём так, как многие другие и в 40 и в 50 лет, бывает, только мечтают.
Побыть супергероем
Когда я поступала на факультет психологии МГУ, – рассказывает Екатерина, – у меня ещё не было чёткого понимания, к чему это должно привести. Изначально хотела быть врачом – хирургом-трансплантологом или даже ветеринарным врачом. Но как-то так сложилось, что в итоге выбрала клиническую психологию.
Аудитория главного здания МГУ, выпускной 2015 года
МГУ – в частности, наш факультет – даёт фундаментальное образование со множеством дисциплин. На первых курсах нам преподавали не только собственно клиническую психологию (КП), но и служебную (ПСД). Мы изучали, в частности, социальную психологию, психологию труда и служебной деятельности. Всё это помогает сформировать довольно широкое понимание психологии человека и даёт знания, которые можно применять в любой сфере.
Факультет психологии МГУ, 2020 год
Клиническая психология в основном имеет дело с патологиями. Годы порой уходят на то, чтобы помочь человеку, и не всегда эта помощь очевидна. Когда на третьем курсе пришло время выбирать специализацию, я подумала, что самой интересной для меня будет «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций». А это уже история не про патологии, а про нормальных людей, просто оказавшихся в ненормальных обстоятельствах. Задача психолога МЧС/экстремального психолога – помочь человеку нормализовать своё актуальное психическое и эмоциональное состояние, предотвратить развитие травмы и других отсроченных негативных последствий для его психики. В этом случае результат, как правило, можно увидеть почти сразу.
Часть моего обучения проходила в Центре экстренной психологической помощи МЧС России. Семинары и лекции вели специалисты-практики, которые могли прервать пару посередине из-за срочного выезда, а потом вернуться и продолжить. Они рассказывали много историй. Мы и сами проходили практику на горячих линиях. Это было очень интересно.
Вплоть до конца шестого курса я думала, что свяжу с этой работой свою жизнь. Пока всё складывается иначе. Но я ничего не исключаю: возможно, однажды так и будет. А в общем, мне хорошо там, где я приношу пользу, где чувствую, что с моим присутствием лучше, чем было бы без него. И в обычной, повседневной жизни хватает экстрима – цейтнотов, стрессов, особенно в условиях многозадачности. У нас на работе речь, к счастью, не идёт о жизни и смерти, но полученные навыки всё равно не лишние: ты можешь помочь себе и при необходимости оказать поддержку другим.
Думаю, что ЧС в качестве специализации я выбрала не случайно. Помню, в школе у нас как-то была пожарная тревога. Учебная, конечно, но нам об этом никто не сказал. Всех начали выводить, а я решила задержаться, потому что всегда мечтала побыть супергероем и воспользоваться содержимым пожарных шкафчиков. В итоге немного погуляла с огнетушителем по пустым коридорам, не нашла ничего интересного, в том числе огня. Даже немного расстроилась.
Так что некая тяга к экстремальным ситуациям и их преодолению во мне, наверное, была всегда.
Лена Де Винне и Екатерина Саркисова на VI годовой конференции руководящего состава холдинга «Социум». Июнь 2020 года
Организовать праздник
А ещё я очень люблю праздники во всех их проявлениях. Здорово, когда жизнь наполнена яркими событиями, эмоциями, дарит тебе возможность принести какую-то пользу этому миру и поделиться своей радостью.
Я всегда была довольно активным человеком, с 13 лет участвовала в разных волонтёрских движениях, активно занималась спортом, в том числе конкуром, биатлоном, прыгала с парашютом с 4000 метров – правда, всего один раз. Прыгнула бы ещё, но пока компании не находится.
В школе я была старостой, членом ученического совета, вела концерты. В университете тоже инициировала много внеучебной активности. Например, была одним из организаторов летней психологической школы МГУ. На протяжении трёх лет мы каждое лето выезжали дней на пять с семинарами и лекциями в пансионат Красновидово, куда приглашали психологов и студентов со всей России. Особенно радует, что эта школа существует до сих пор, несмотря на то, что мы – те, кто её создал, – уже выпустились.
Организация разных мероприятий, включая праздники, – одна из вещей, доставляющих мне наибольшее удовольствие. Здесь тоже бывает своего рода экстрим, потому что нужно взаимодействовать и координировать огромное количество людей, и ты никогда не застрахован от форс-мажоров, которые нужно оперативно решать. Плюс это всегда приносит быстрый результат. Ты его видишь и можешь оценить, проанализировав, что получилось хорошо, что плохо.
Сейчас я тоже стараюсь пользоваться всеми возможностями, чтобы развиваться: только что завершила обучение в школе HR, что связано с моей непосредственной работой, занимаюсь дополнительно английским и испанским, потому что всегда любила языки, и три раза в неделю хожу по утрам в спортзал. Пока это всё, на что хватает времени и сил.
Онкологический НИЦ имени Блохина. 2020 год
Не делить на чёрное и белое
Несмотря на то, что я обычно максимально спокойно реагирую на всё, что происходит вокруг, и мало кто видел меня в каком-то нестабильном состоянии, на самом деле я человек довольно эмоциональный и близко к сердцу принимаю все события. Хорошо выполненная задача, чьи-то добрые слова могут так сильно меня порадовать, что я целый день буду улыбаться.
Или, наоборот, если что-то не получается, даже в мелочах, могу расстроиться до слёз. Но я отходчива. Чаще всего проблемы решает 12-часовой сон и вкусная еда. На следующий день – уже новые эмоции, новые события, и можно оставить позади то, что заставляло переживать.
Лагерь «Старая Руза». 2017 год
Я много работала в детских лагерях, от университета проходила практику в научном центре психических заболеваний, несколько месяцев помогала в больнице, год была помощницей медсестры в ветеринарной клинике, даже успела побыть помощником патологоанатома. Словом, видела довольно много самых разных жизненных ситуаций, в том числе кризисных, и много людей в этих ситуациях. Это была неплохая школа. Здесь меня научили не делать поспешных выводов, чётко понимать, что все люди разные, и у них могут быть разные мнения, к которым нужно относиться с пониманием. Если чьё-то мнение не подходит тебе, это не значит, что оно ошибочное. И это вовсе не повод думать о человеке плохо и портить с ним отношения.
Вообще, любое мнение, которое я формирую о жизни, не является чем-то конечным и неизменным. Человек меняет себя сам, меняется под воздействием внешней среды – это всегда двусторонний процесс. Есть, конечно, какая-то основа – пластилин, если хотите. Ты себя лепишь, тебя лепят. В течение жизни форма может поменяться десять тысяч раз и никогда нельзя сказать, что она окончательная. А когда у тебя такая интересная, динамичная и многозадачная работа, как у меня в «Социуме», где каждый день приносит движение и рост, внутренние перемены замечаешь довольно часто.
Екатерина Саркисова в штаб-квартире партии «Партия Возрождения России». Июнь 2020 года
Например, прежде я была слишком озабочена тем, как выгляжу в глазах других людей, для меня было крайне важно, чтобы меня все любили, чтобы у меня со всеми были хорошие отношения. Я исходила из того, что конфликты надо решать очень мягко, и лучше, чтобы их вообще не было – иначе что же обо мне подумают?..
За год с небольшим я получила опыт, который сместил приоритеты. Теперь для меня первостепенно, чтобы наша работа приносила результат.
Я не говорю, что стала чёрствой и мотивация помогать людям для меня больше не действенна. Просто жизнь оказывается немножко сложнее, чем деление на чёрное и белое. И ты начинаешь понимать, что в некоторых случаях помогать – не значит помочь. Даже работа спасателя стала видеться мне несколько иначе.
г. Суздаль, 2018 год
Об офисных спасателях
Представьте огромный тонущий корабль, полный маленьких беспомощных, обречённых на страшную гибель котят. Можно отчаянно броситься в воду, проплыть несколько километров, чтобы захватить с собой несколько котят и вернуться с ними на берег. Что ж, отличная работа! Котята, конечно, будут царапаться и вырываться, некоторых мы уроним в воду, а некоторых спасём. Но так точно не спасти всех котят на корабле – ведь их, возможно, тысячи. А можно послать к месту крушения другой большой корабль. Это явно принесёт котятам гораздо больше пользы, чем твоё одиночное героическое плавание в ледяной воде.
Люди, которые организуют такие глобальные «спасательные» операции, скорее всего, находятся в офисе и много работают, принимая сложные решения. Сидя в своих кабинетах, они, возможно, не осознают до конца пользы, которую приносят и не всегда получают прямую обратную связь. Но спасти тысячи котят реально сложнее, чем одного.
Это относится ко всей нашей команде. В «Социуме» трудятся почти 8000 человек. Их повседневная работа, идеи, даже просто слова поддержки, высказанные в адрес коллег, оказывают на общее дело больше влияния, чем они предполагают.
Я всегда радуюсь, когда ко мне заходят с идеями, вопросами, проблемами или новостями. Не случайно оставляю отрытой дверь кабинета. Конечно, я не всегда сразу могу уделить достаточно времени, чтобы погрузиться в обсуждение с головой, но, как правило, находится несколько минут, чтобы договориться о том, когда мы сможем обсудить вопрос сосредоточенно и подробно.
В моём идеальном мире люди постоянно делятся обратной связью
Я всегда приветствую любую обратную связь, даже если это критика конкретно моей работы или работы предприятия в целом. В моём идеальном мире люди постоянно делятся обратной связью.
Одна из моих основных задач – обеспечить нашим сотрудникам комфортные условия, чтобы они максимально эффективно выполняли свою работу.
В ближайших планах – объездить все предприятия холдинга в разных городах. Пока успела побывать лишь на некоторых. Без такого турне сложно понять конкретных людей в их обстоятельствах и атмосферу места, где они работают.
На первом этапе необходимо собрать и проанализировать информацию. Невозможно за короткое время лично переговорить с каждым из восьми тысяч человек. Но зато у каждого будет возможность заполнить специальную форму – поделиться письменно, что устраивает, что не устраивает, высказать свои пожелания и предложения. Такая форма уже разрабатывается для всех предприятий. При желании можно будет заполнить её анонимно. Когда соберём эту информацию, будем лучше понимать, где у нас пробелы, над которыми стоит поработать, и что мы можем предпринять, чтобы сделать людей счастливыми на их рабочих местах.
«Социум» – многопрофильный холдинг с очень разнообразными направлениями деятельности, где практически каждый может найти себе применение и почувствовать себя нужным. Это вдохновляет.
В целом я вижу, что большинство сотрудников дорожат своей работой в «Социуме». Иначе не работали бы здесь многие по 20 и даже 30 лет. И не было бы у нас таких опытных высококлассных профессионалов – настоящего клада для молодых специалистов.
У нас хорошая команда. Люди стараются, им не всё равно. Это большая ценность. По многим вопросам мне приходится обращаться за помощью к коллегам. Я чувствую поддержку и дружелюбное отношение. Разногласия, конечно, бывают. Тут главное – помнить, что жизнь неоднозначная штука, и для большей эффективности общего дела надо принимать во внимание разные точки зрения.
Екатерина Саркисова на праздновании 8 марта в холдинге «Социум»
Искусство быть счастливым
В жизни каждого человека немало счастливых моментов. Понятно, что под воздействием обстоятельств их можно перестать замечать. Попросите вспомнить, например, 5 самых сильных переживаний и негативных событий – вам, практически не задумываясь, выдадут гораздо больше. А вот чтобы вспомнить столько же самых счастливых, скорее всего, потребуется время и усилия памяти.
Возможно, я ещё просто не потеряла связь с детством, но в моей жизни ярких событий так много, что даже сложно уложить их в некий ограниченный «ТОП-5, 7 или 10». Ну вот, первое, что приходит в голову.
Я всегда мечтала о собаке. Наконец, пару лет назад друзья исполнили мою мечту – подарили мне щенка.
Занимаясь верховой ездой, я мечтала о лошади – теперь у меня есть лошадь. Более того, мы с ней участвовали в соревнованиях и получали награды.
В 19 лет я села за руль своей машины и почти сразу начала ездить по разным городам России. Тренировалась на Туле и Рязани, ближних расстояниях. Потом, когда освоилась, добралась и до черноморского побережья.
г. Кострома. 2020 год
До пандемии я путешествовала очень много, и не только на машине. Посетила более 30 стран, включая экзотические. Каждая из этих поездок, пусть даже проходила не вполне гладко, оставила по-настоящему счастливые воспоминания.
Школьный выпускной, окончание университета, даже окончание школы вожатых – всё это были очень радостные события. Организовать праздник, позаботиться о подарках и всех мелочах – значит, получить двойную радость. И очень приятные эмоции, как я уже говорила, мне доставляют моменты, когда люди приходят делиться своими идеями и предложениями. Заходите, обсудим!