Накануне Дня защитника Отечества мы перелистали альбомы сотрудников Арзамасского приборостроительного завода и попросили рассказать о кадрах, сделанных во время службы в армии.
Александр Жучков, заместитель начальника цеха №41 АО «АПЗ»
Место службы: ракетные войска стратегического назначения; рядовой
– Фотография сделана 29 июня 2011 года, в день увольнения со службы. Всё – домой! Впереди долгожданная встреча с родными. Но сначала расставание с сослуживцами.
Коллектив у нас был небольшой – человек 40, поэтому сдружились крепко. Служили на передающем радиоцентре РВСН. Большую часть провели на боевом дежурстве в подземном бункере.
Отслужив в армии, понял, что мирное небо над нашей Родиной – это заслуга большого числа людей – от простых рабочих заводов, как наш АПЗ, до военнослужащих всех без исключения родов войск.
Александр Сажинов, слесарь-сборщик цеха №42 АО «АПЗ»
Место службы: рота радиационной, химической и биологической защиты танковой дивизии, г. Чебаркуль Челябинской области; рядовой
– Все мои друзья после окончания техникума получили повестку, а я нет. Поэтому сам пришёл в военкомат, сказал, что готов к службе. 16 июня 2017 года защитил диплом, а 21-го меня проводили в армию.
На фото момент одной из тренировок: нужно было преодолеть полосу препятствий – в полном снаряжении, с автоматом в руках проползти по грязи под колючей проволокой.
Были у нас и учения по измерению радиации на местности. Это очень интересно. Всё, что раньше нам показывали на плакатах или мы изучали в учебниках, во время учений проверяли на собственном опыте. Представьте: лето, жара плюс 30 градусов, а ты идёшь в костюме химзащиты, противогазе – определяешь источник радиохимического заражения почвы. Пот льёт ручьём. Ощущения незабываемые!
Алексей Усачёв, слесарь МСР цеха №53 АО «АПЗ»
Место службы: войска связи, г. Луховицы Московской области; младший сержант
– После курса молодого бойца меня назначили хлеборезом в столовую. Так только должность называлась, на самом деле я был помощником поваров на кухне. Салатики нашинковать, картофельное пюре сделать, масло расфасовать, пассеровочку приготовить, консервы открыть и хлеб, конечно, нарезать – это всё моё. Вставать приходилось раньше подъёма, а ложиться спать после отбоя.
В день кормили по 60 человек – воинская часть небольшая, но когда новобранцев привозили на карантин, до 120 доходило.
Питание было трёхразовое. Порции большие. Все наедались. Ребятам с низким весом назначали полторы пайки, чтобы поправлялись. Когда я увольнялся, они мне спасибо говорили – мол, смотри, брат, какими мы стали!
А на фотографиях я со своими армейскими товарищами Алексеем Ворониным (цех №65) и Андреем Лезиным (цех №50).
Сергей Кокранов, монтажник РЭАиП цеха №37 АО «АПЗ»
Место службы: Северный флот, г. Гаджиево Мурманской области; старшина 1-й статьи
– Служил на атомном ракетном подводном крейсере «Рязань». На фотографии я на переборке между первым и вторым отсеком. Без навыка проходить тут непросто: можно головой удариться.
На лодке был торпедистом. Мой боевой пост – первый отсек. Я вводил координаты и нажимал рычаг пуска торпеды.
…Однажды началось погружение без команды экипажу. Я почувствовал крен, смотрю на глубиномер – опустились на 300 м, а максимум – 400. Срочно передаю на центральный пост. Мне отвечают: всё нормально, ситуация штатная.
Служба была тяжёлая – постоянные учения, тренировки, спасательные мероприятия… Во время погружения и выхода в море страшно не было. Чувствовал ответственность, ведь не зря говорят, что по уровню сложности подводники как космонавты.
Вадим Горохов, транспортировщик централизованной складской службы АО «АПЗ»
Место службы: мотострелковые войска, г. Термез; старший сержант
– В армию меня провожали 5 мая 1987 года. Тогда всех призывников собирали в клубе Ленина на улице Заклубной.
Из Арзамаса в Дзержинск, потом в Курск. Две недели ждали распределения. Затем дорога в тысячи километров. И никто не знал, куда нас везут. Смотрю в окно: леса стали пропадать, появились степи. А когда вышли из поезда, нам сказали: справа – Каракумы, слева – Кызылкум. Так я попал в Ашхабад.
Первая фотография как раз оттуда, кадр был сделан, когда наша рота шла в столовую. В Ашхабаде жарко, поэтому мы без верхней одежды. Кормили в Советской армии всех одинаково – без разницы, где ты служишь. Единственное, чего не хватало, – картошки. В том климате она не растёт. Вместо неё был порошок, напоминающий крахмал. Сейчас что-то похожее продают в магазинах.
Через год меня направили в горный учебный центр (ГУЦ) в Термез. На фото за моей спиной горы Шерабад, где был расположен ГУЦ. Здесь мы обучали солдат, как вести военные действия в Афганистане, – в помощь президенту Республики Наджибулле.
ГУЦ находился на вершинах холмов, там были стрельбище и душманский городок, представлявший точное подобие афганского кишлака с хижинами, строениями, узкими улочками. Каждый день – учебные стрельбы и захват противника. Тогда для Афганистана готовили много солдат, которые приезжали в центр со всего Советского Союза.
Во время службы мне удалось побывать и на штабных учениях в самом центре пустыни Каракум. Жили там две недели.
Фото Елены Галкиной и из личных архивов