Куда идти за смыслом жизни
Время сейчас такое, что рабочие специальности не в чести. Стоять у станка не модно, не престижно. Возможно, всё потому, что школьников не водят, как в Советском Союзе, по производственным цехам, они не разговаривают с людьми, которые работают здесь десятилетиями. И, кстати, никогда не думали уходить, несмотря на то, что постоянно приходится «пачкать руки» и общие условия труда не всегда простые.
Некому спросить этих людей: почему вы здесь, что вас здесь держит, что вам даёт этот труд, что даст он мне, если я тоже приду сюда работать? Иначе в заводские отделы кадров выстраивались бы очереди из соискателей, потому что объяснить и показать, за что можно любить такую работу, эти люди умеют. Может быть, всё потому, что производственники кажутся сейчас мифическими персонажами из советских фильмов. А про тридцатилетний стаж работы на одном предприятии многие скажут, что так не бывает.
А вот и бывает. И вот они, эти люди. С ними можно познакомиться на одном из предприятий группы компаний «Социум» в ОКЦСКиС № 102 АО «КБ-1». У большинства за плечами стаж работы на производстве составляет более 20 лет. Каждый третий имеет высшее образование, потому что, как говорит начальник цеха Константин Иванов, работать приходится с высокотехнологичным оборудованием. А ещё, считает Константин Иванов, этого требует непростое время, когда инженеру или конструктору работу по специальности найти сложнее, чем слесарю. А здесь и станки современные с программным управлением, которое надо настраивать самим, и задачи творческие, потому что большинство работ не поточные, а опытные.
На вопрос «Что вас здесь держит?» эти люди спокойно отвечают: когда делаешь что-то руками и с головой, можешь тут же увидеть и пощупать результаты своего труда, не нужно гоняться за смыслом жизни.
-
Участок сварки. Прессовщик изделий из пластмасс Максим Кремешнов осваивает очередную профессию
-
Маляр Татьяна Чернухо – «художник» металлических деталей
-
Прессовщик изделий из пластмасс Елена Семагина. Мастерица на все руки. Выполняет слесарную операцию по обработке деталей
-
-
Участок изготовления изделий из резины и пластмасс. За работой литейщик из пластмасс Ольга Киселёва
-
Токарный участок. Алексей Южалин и Александр Прокопеко (справа) изготавливают продукцию на токарных станках
-
Токарно-фрезерный обрабатывающий центр. Один из нескольких станков, которые обслуживает Алексей Южалин
Экскурсия и новые знакомства
Объединённый комплексный цех сборки комплексов и систем АО «КБ-1» в этом году лидирует на предприятии по объёму заказов. В цехе два основных сектора – сборочно-монтажный и механический. Каждый сектор подразделяется на несколько участков. Здесь изготавливают комплектующие изделия для блоков современных зенитных ракетных систем, а также выполняют заказы в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР), которые проводятся в АО «КБ-1».
В штате трудятся 44 человека: 39 производственных рабочих и пять руководителей – начальник цеха, его заместитель, два мастера производственных секторов и ведущий инженер-программист.
– Не каждый может у нас работать, – говорит заместитель начальника цеха Дмитрий Шматов. – Этой работе учатся не один год, не сразу всё получается, она требует навыков и большого усердия, чтобы руки были на месте и голова холодная.
– Мы стремимся эффективно использовать наш кадровый потенциал, – комментирует генеральный директор АО «КБ-1» Алексей Гордин. – В своё время, когда объёмы гособоронзаказа начали сокращаться, главный акционер Игорь Рауфович Ашурбейли поставил перед нами задачу разрабатывать ОКРы, а это потребовало подготовки штата универсалов, чтобы сотрудники справлялись и с поточными, и с опытными работами. Каждый рабочий обслуживает несколько станков и владеет смежными профессиями. При необходимости токарь работает за фрезерным станком, фрезеровщик – на электроэрозионном, прессовщик подключается на слесарный участок и так далее.
Участок изготовления изделий из пластмасс
Станислав Ветров, прессовщик изделий из пластмасс, имеет высшее профессиональное (техническое) образование, инженер-технолог. Работает на предприятии с 1980 года.
– По образованию я инженер, работаю прессовщиком изделий из пластмасс с 2001 года. Когда в 90-е начался развал, в том числе и производства, люди побежали, надо было приспосабливаться к новым условиям, осваивать новые специальности, либо уходить. Так я стал рабочим. Приходилось выполнять не только свои обязанности, но и конструктора, и механика. Рабочих специальностей освоил без счёта, работал на разных станках – металлообрабатывающих и механических, трудился на участке литья изделий из металла, был электрогазосварщиком. В каждой профессии есть свои преимущества, свой интерес. Да и как может быть не интересно, когда такое разнообразие! Сейчас вот на пенсии, но продолжаю работать.
Станислав Ветров занят операцией по разъёму пресс-формы
Участок электроэрозионной обработки
Степан Попов, электроэрозионист, имеет высшее профессиональное (техническое) образование, инженер-конструктор. Пришёл на предприятие сразу после окончания МАДИ в 2007 году. Ещё будучи студентом, работал на производстве.
– Я вообще люблю производство. У меня была возможность после института попасть в конструкторское бюро, но я не захотел. Если все будут «начальниками», кто работать будет? Мне больше нравится «возиться» с металлом, очень приятно держать в руках изготовленные собственноручно сложные детали.
Я пришёл в цех токарем. Через полгода меня вызвал начальник производства и сказал, что в цех поступают новые станки с программным обеспечением, что придётся либо брать людей со стороны, либо растить свои кадры. Я согласился стать «своими кадрами». Это то, что мне нужно! Поступили станки вместе с наладчиками, и меня обучили в короткий срок. Девятый год работаю. Ни разу не пожалел о том, что пришёл в АО «КБ-1». Я понимаю, что быть рабочим с высшим образованием не слишком солидно по нынешним меркам. Но меня всё устраивает. Здесь я получил свою первую специальность – токарное дело освоил, здесь развивался. Теперь имею три специальности: токарь 5-го разряда, строгальщик 3-го разряда, электроэрозионист 5-го разряда.
Участок механической обработки металла
Андрей Пайторов, слесарь механосборочных работ, имеет высшее профессиональное (техническое) образование, инженер-конструктор.
Гибочные операции по заданной программе
Руководство и коллеги характеризуют этого сотрудника как слесаря с большой буквы «С». Пайторов относится к разряду незаменимых – тех самых редких кадров, которые встречаются только на производстве, поскольку в офисах, как известно, незаменимых нет. На предприятии работает с 1980-го года. В его руках простые листы металла превращаются в витиевато изогнутые профили – конструктивно сложные детали корпусов военной техники.
В 2010 году Пайторов отпраздновал сразу два больших юбилея – своё 50-летие и 30 лет работы в цехе.
– Пришёл сюда сразу со школьной скамьи. Отслужил в армии. Вернулся на производство. Параллельно учился в МАИ. Как раз тогда, когда окончил институт, и пришёл мой первый станок – листосгибочный. Потом появился координатно-пробивной. У каждого станка должен быть свой хозяин. На языке производства это называется «ответственный». Вот видите, здесь табличка, на ней написано «Андрей Пайторов». Это значит, что я ответственный и что могу обойтись без механика, когда надо что-то починить. По крайней мере, когда ты со станком уже столько лет, уже знаешь, что делать в случае поломки.
Сколькими операциями я владею? Легче просто сказать, что мы делаем здесь корпусные металлы, а для этого требуется расчёт развёртки, технологии, плюс пробивается контур развёртки, лист гнётся, а потом я иду сам варить. Использую станок контактной сварки.
Из конструкторского бюро приносят опытные чертежи, я с ними работаю. Самый настоящий творческий процесс. Это же не «серийка», когда кто-то пришёл, настроил тебе все параметры, а ты просто сидишь, штампуешь детали. Это опытное производство!
Как привлекать молодёжь в цеха? Побольше надо таких станков, как у нас. Раньше приходили студенты на практику, видели, как слесарь стучит молотком, и у них желание работать пропадало. А сейчас они приходят и видят экран компьютера. И это привлекает. Правда, раньше надо было больше чувствовать металл – и руками, и головой. Сейчас это уходит. Но сама сущность нашей работы осталась. Если бы мне сказали, что я буду сидеть за кульманом, а тут будет стоять кто-то другой, я бы ни за что не согласился. Лучше быть у станка, тут я и слесарь, и механик, и изобретатель.
Участок штамповки
Юрий Маслов, ведущий инженер.
Ведущий инженер цеха не боится чёрной работы. Может и штамп настроить, и изготовить на нём детали, когда людей не хватает.
– Я многостаночник, как говорили в советское время. Инженер на производстве – это не белый воротничок. Это чёрная водолазка. Работаем и головой, и руками. Всю жизнь с железками. Зато могу починить пресс, если сломается. Я инженер-механик по образованию, но работаю и как слесарь, и как штамповщик, и как слесарь-ремонтник.
Кроме прямых производственных обязанностей, как ведущий инженер занимаюсь поверкой, испытанием приборов, слежу за техникой безопасности, технологической дисциплиной на своём участке.
Марат Давыдов, слесарь механосборочных работ.
Марат – ещё один сотрудник из незаменимых, слесарь высшего 6-го разряда. Если у кого-то что-то не получается, сразу обращаются к нему. Он «палочка-выручалочка» цеха. Вдумчиво и кропотливо возится с деталями. На предприятии трудится уже 25 лет.
– Мне просто нравится эта работа. Сама по себе. Это моё. Что-то другое меня не интересует. По образованию я слесарь-сборщик, в своё время заканчивал ПТУ именно от этого предприятия. Когда-то пришёл сюда слесарем 3-го разряда, почти ничего не умел. Всему научился здесь. Ни разу не пожалел о выборе профессии и предприятия. Ни разу не возникла мысль сменить работу, стать кем-то другим. А кем быть? Менеджером? Их навалом. Зачем ещё один? Если бы снова пришлось выбирать, повторил бы этот путь.
Станислав Румянин, слесарь-инструментальщик.
Инструментальщики – элита среди слесарей, а Станислав Михайлович Румянин и вовсе живая легенда. Ему 83 года, и 65 лет он стоит у станка. Работает с пресс-формами – одной из самых сложных оснасток. Руками подгоняет детали с точностью до сотой доли миллиметра. Для этого требуются виртуозные навыки и чутьё.
– Это моё рабочее место, – показывает Станислав Михайлович. – Правда, сейчас середина дня, и у меня тут беспорядок. Но всегда, когда ухожу, обязательно должен порядок навести. Потому как если начинать утро с беспорядка, и в голове так весь день будет. Когда приходишь, а всё убрано, чисто, да ещё приготовлены пометки, что нужно сделать сегодня, то и дела идут хорошо. Всё будет хорошо, – обещает слесарь-ветеран. – Всё у нас впереди. Вы ещё заходите.
Константин Иванов, начальник цеха.
Константин Николаевич работает на предприятии 45 лет. В своё время был заместителем начальника сборочного цеха, в 1985 году переведён в механический цех и с тех пор здесь. Как говорят о нём коллеги, Иванова в «КБ-1» знают все, а он знает только своих рабочих. Этот коллектив давно уже ему родной.
– У нас до сих пор работают пять человек, которые пришли сюда вместе со мной или до меня: слесарь-инструментальщик Станислав Румянин; ведущий инженер-технолог Григорий Никитин, который недавно отметил своё 70-летие; дока обработки металлов Андрей Пайторов; слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре Леонид Ковалевский, которому в следующем году исполнится 80 лет; и газосварщик Николай Алексеев, в декабре он отпраздновал 75-летие. Вот такие у нас ветераны. Да и молодёжь очень хорошая. Коллектив замечательный. Живём без раздоров, как одна дружная семья.
В 90-е годы, когда гособорзаказов было очень мало, всем этим людям пришлось пережить вместе с цехом весьма непростые, но, как они сами отмечают, очень интересные времена.
– Я тогда из начальника цеха временно стал директором малого предприятия, которое здесь образовали, чтобы сохранить людей и оборудование, – рассказывает Константин Иванов. – Так как «оборонка» упала, мы находили заказы сами и жили, в общем-то, неплохо. Например, делали машину по ощипыванию гусиного пера, даже планировали выходить с ней на импорт, разрабатывали и изготавливали оборудование для упаковки сигарет и для наклеивания акцизных марок. Но оборонка и тогда была в приоритете. Никогда из неё не уходили. Вот и сейчас продолжаем работать. Держимся на плаву, как бы сложно ни приходилось.
Автор фото: Александр Омельянчук