Война в Афганистане, длившаяся девять лет, один месяц и 18 дней, стала горькой и всё же героической страницей в истории страны. Подвиг людей, прошедших эту чужую войну, никто не отменял.
Андрей Рыжов, испытатель деталей и приборов цеха №37 АО «АПЗ», с 1986 по 1988 годы находился в одной из самых горячих на тот момент точек планеты.
По-солдатски немногословно воин-афганец Андрей Рыжов делится воспоминаниями. Фотографии из армейского альбома вновь переносят его в те события.
Город Кабул. Штаб армии советских войск. Сюда, в военный гарнизон, который обеспечивал армию топливом, прибыл лейтенант Рыжов. Он вместе с боевыми товарищами выполнял задачи по снабжению горюче-смазочными материалами и обслуживанию техники батальона, которая включала 600 единиц танков, бронемашин и прочей техники.
В составе войск Рыжов выезжал на задания в горы. В 1986 году он возглавил колонну с топливом и продовольствием для осаждённого моджахедами города Хоста.
Операция получила название «Магистраль». В течение 6 часов под палящим солнцем колонна продвигалась по узкой горной дороге. Опасность подстерегала на каждом шагу. И вот последние километры. «Караван» на небольшой скорости уже приближался к Хосте. На подступе к городу моджахеды вдруг стали стягивать свои силы, чтобы нанести удар.
– С неба полетели мешки с песком, их сбрасывали наши вертолёты. Моджахеды, приняв их за вражеский десант, стали палить по ним, а мы в это время смогли проскочить в город, – вспоминает участник боевых действий. – Когда мы стали разгружаться, все жители – дети, старики, женщины – окружили наши машины. Они благодарили нас, некоторые даже плакали.
Были и другие операции, но ветеран вспоминает их неохотно. Путь, ценой которого могла стать жизнь, был пройден. За операцию «Дорога жизни» Андрей Рыжов награждён орденом Красной Звезды. За проявленное мужество – медалью «За боевые заслуги».
15 февраля, в день памяти воинов-интернационалистов, Андрей Рыжов каждый год встречается с товарищами по оружию, которым ничего не надо объяснять, ничего не надо рассказывать. Воспоминаниями и болью эти люди связаны сильнее, чем могут связать кровные узы.
Татьяна Коннова. Фото из архива Андрея Рыжова и Елены Галкиной